Хочу (на) выставку!

Текст: Елена Бугакова

Фото: Krugovorot

В Москве полным ходом идет 6-ая международная биеннале молодого искусства. Параллельная программа радует нас разнообразными темами и авторскими высказываниями. Например, в галерее А3 до 1 июля можно посетить выставку «Арт-лобстер-тарт», посвященная изучению взаимодействия современного художника и окружающей среды. 

В компактном пространстве трёх комнат Галереи А3 расположилось 22 проекта молодых авторов из России и Европы. Центральная объединяющая их тема – исследование существования современного художника в реалиях арт-мира. Среди ключевых проблем – создание объекта, восприятие среды и продвижение творчества. Первая особенно ярко проявляется в видеоработе Наталии Монаховой «Пельмени с начинкой» (2017). В кадре только женские руки, выполняющие обыденное для хозяйки действие – лепку пельменей. Изначально документация этой рутины и была для автора целью, но вариант, с которым знакомится зритель, включил то, что обычно остаётся за рамками показа, в процессе создания. Здесь это семейный разговор с участием женского, мужского и детского голосов, которые общаются, рассуждают, спорят, пока тонкие пальцы методично слепляют кружочки теста. В итоге в центре оказываются чувства художника и реакция близких на его работу.

Кураторы проекта Дарина Рогацкина и Оксана Чвякина

По-иному создание объекта выражено в серии Елизаветы Коноваловой «Сажа» (2014 – по настоящее время). Фотографии стен со следами от потушенных сигарет, с грязными подтёками и с полустёртыми буквами разбросаны по залам и практически сливаются со стенами галереи, а предметами для зрителя становятся не столько фотографии, сколько ансамбли пятен. И после них логична встреча с ассамбляжем из окурков, бумажек и расплавленных на холсте отходов – это «Artist in the environment» (2017) Кристины Циан – исследование среды.

Но сначала, по пути в этот зал происходит столкновение с инсталляцией Киры Мрик «Город&Человек» (2018). Более удачного места не найти: в узком проходе с небольшой лестницей развернулся город, который нельзя полностью осмотреть, можно только вглядываться в доступные вклеенные детали – так же в реальности пешеход замечает по пути лишь отрывки улиц. Чем дальше углубляетесь, тем «зеленее» становится пейзаж и в конце превращается в коллаж о том, как городской человек отдалился от природы. 

Фрагмент экспозиции "Арт-лобстер-тарт"

Третья группа работ развивает проблему продвижения творчества. Если Иван Бананкин, предлагая нарисованный светоотражающей краской знак вопроса и этикетку: «В музеях и галереях не принято фотографировать со вспышкой. А что, если попробовать?», делает свой объект интерактивным и фактически заставляет сохранить его изображение в памяти смартфона, то Полина Егорушкина вопросов не задаёт. Она восклицает: «Хочу выставку!» – и представляет одноимённую инсталляцию из 85 разрисованных пресс-релизов и экспликаций выставок 2017-2018 годов. Названия галерей и имена художников тонут в красных, синих и чёрных линиях, образах и повторяющегося «начать». Начать что? Возможно, думать о своей карьере, потому что мечты о грантах и крупных выставках разбиваются о следующую работу Полины Егорушкиной – надпись во всю стену «У меня CV маленькое» (2018). 

И рядом Анна Сопова, Антанас Яциневичюс и Иван Исаев предлагают вам пройти путь успешного (или не очень – зависит от вашей удачи) художника в настольной игре «Символический капитал» (2017). Авторы собрали шаги к успеху в ироничную карту. Здесь, как и в любой игре, есть правила, в соответствии с которыми вы боритесь за деньги, амбиции и статус от создания первого проекта до участия в Венецианской биеннале или Документе-15 (если, конечно, повезёт). Единственное, для игры понадобится пара друзей, захватите их с собой. 

Иван Исаев, Анна Сопова, Антанас Яциневичюс "Символический капитал"

Цветными пятнами выделяются две живописные серии Дениса Уранова. В «Namenation» (2016) изображения (будь то череп, контуры глаз или супрематические сыр и колбаса) заменяют имена успешных молодых художников, продолжая формулу «Hello my name is». «Без названия» (2018) в минималистичной обработке представляет популярные образы. Это искусство – для молодого зрителя, который получит удовольствие от узнавания эстетики «Симпсонов», «Времени приключений», «Суперкрошек» и других источников.

Завершит обзор зала поэма-инсталляция Софии Асташовой «ART – LOBSTER TART» (2016), давшая название выставке параллельной программы. Вышитая в светлых тонах на ткани, она содержит отдельное высказывание о кураторе и другие, не менее занятные созвучия: «Exhibition – Inquisition», «Art – tears apart», «Gallery – sugar free». Так понятия из искусства получают неожиданные параллели.

Выставка в Галерее А3 вдвойне об искусстве. С одной стороны, это собрание работ молодых художников. С другой – размышление о происходящем в сфере в реальности, о деятельности художника, куратора, рынка. Знакомство с работами проекта даёт понимание того, о чём может думать создатель того или иного произведения.

 

Фрагмент экспозиции "Арт-лобстер-тарт"