Хохлова Руис-Пикассо: жизнь балерины, музы и жены великого художника

Текст: Юлия Крышевич

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

20 ноября в ГМИИ им. Пушкина открывается выставка «Пикассо & Хохлова», в фокусе которой — история любви испанского гения и русской балерины. Проект посвящен столетию знакомства  художника с его первой женой — в составлении экспозиции приняли участие Национальный музей Пикассо (Париж) и Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (Мадрид). Экпонаты, представленные на выставке - письма, фотографии из личных архивов семьи Руис-и-Пикассо, скульптурные панно и, конечно, живописные полотна, выполненные великим художником.

Выставка отражает историю развития отношений пары: с момента встречи Пабло и Ольги в 1917 во время работы над постановкой балета в Риме и вплоть до фактического расставания супругов в 1935 году (формально брак был расторгнут после смерти Ольги в 1955). Хронология построения экспозиции помогает проследить изменения, возникшие в совместной жизни пары и повлиявшие не только на чувственную составляющую их отношений, но и на произведения художника. Проект "Пикассо & Хохлова" включает в себя 11 тематических разделов, объединяющих в себе работы по настроению каждого этапа творческого пути Пабло Пикассо.

Характерно, что вехой в делении экспозиции стало появление второй главной фигуры в сюжетах картин — образа новой музы живописца, Марии Терезы Вальтер. Ольга Хохлова выступает безусловным центром композиции в картинах в Белом зале, — и делит внимание зрителя с тайной возлюбленной Пикассо в произведениях, представленных в Колоннаде. 

Трансформируется и язык живописи: воспылав любовью к Ольге, Пабло Пикассо на десятилетие отвлекается от экспериментов в кубизме, нежно запечатлевая образ супруги — основной среди женских персонажей — в работах неоклассического периода (разделы «Муза и модель», «Меланхолия»). В разделах «Материнство», и «Поль» представлены работы, в которых художник еще больше апеллирует к Ренессансу, пытаясь передать через изображение Ольги умиротворенную атмосферу, царившую в доме в то время. В разделах «Превращение», «Корриды и распятия», «Мастерская» намечается поворот, достигающий апогея в заключительной части «Эрос и Танатос»: Ольга занимает в жизни и творчестве художника больше места, чем он готов ей отдать — агрессивный и одновременно бессильный перед слепой страстью и жестокостью любви, Пикассо предстает в работах в образе минотавра —  его мифологическом alter ego. 

Несмотря на контрастность представленных образов и сюжетов, у зрителя вряд ли возникнет сомнение в том, что проект главным образом посвящен жене Пабло Пикассо и ее влиянии на творчество художника. По словам одного из кураторов выставки Бернара Руис-Пикассо, проект уникален тем, что "возвращает" Ольгу Хохлову в Россию спустя более 100 лет со дня ее последнего визита (Хохлова навещает родственников в 1915 году и при жизни больше не возвращается на родину). 

Экспозицию можно посмотреть совместно с двумя другими выставками, связанными с именем Пабло Пикассо: «Анатомия кубизма» и "«Парижские вечера» баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера". В рамках цикла «Осень Пикассо» ГМИИ им. Пушкина приглашает посетить экскурсии, лекции, встречи с кураторами, а также принять участие в инклюзивной программе мероприятий. 

 

Пабло Пикассо. Задумчивая Ольга