Художественная акция «Сколько лет камню?»

5 сентября в Подмосковном поселке «Глебово» состоялась художественная акция «Сколько лет камню?».  Погружение объектов современного искусства в болото проходило в праздничной обстановке. Оксюморон был создан как акт свободного творчества, в процессе которого художники показали искусство, независящее от бюрократии и политических взглядов. 

KISI

В художественных объектах общим объединяющим звеном стал камень, представленный как метафора устоявшихся ценностей, мнений и стереотипов, существующих в современном обществе. Проект объединил более 20-ти молодых деятелей современного искусства, в чьих работах проявились самые разные грани «каменных» ценностей. Ольга Туманова в арт-объекте «Как за каменной стеной…» продемонстрировала серию концептуальных фотографий супружеской пары, взаимодействующей друг с другом в окружении каменных рельефов Карелии. 

Ольга Туманова, "Как за каменной стеной"

Фотоработы были напечатаны на гипсовых тарелках, а скатерть для них расписана текстами из рун Калевалы «Быть желанной в доме мужа».  Размышляя на тему семейных отношений, как обязательной социальной норме, закрепленной в общественных представлениях, художник предлагает подумать, что сегодня можно вложить во фразу «Быть за мужем, как за каменной стеной» и нужна ли такая традиционная установка в современной общественной среде? 

Василий Аникин показал модель арт-рынка – притягательный костел для финансовых взаимоотношений художника, власти и общества. «Деньги или само искусство – топливо этой системы?», по сути, вопрос риторический. Планета арт-рынка притягивает молодых художников создавать искусство на продажу, обеспечивает поток коммерциализации и предлагает бескомпромиссные критерии оценки художественных произведений. В такой агрессивной среде художник часто стоит перед выбором коммерческого или духовного пути.

Василий Аникин, Владимир Шишак, "Модель арт-рынка"

Творческая группа «Багрянка» (Ольга Городенская, Оксана Рудько, Алексей Рябов, Ирина Турченко) показала художественный объект под названием «Цупу». Процесс потопления «свиньи» в болоте демонстрирует ритуальную составляющую обряда, знаменующего переход человека на новую ступень развития и преодоление прошлого. Обряд инициации подразумевает возможность снять с себя бремя прошлого, как камень с души. Как может выглядеть наш камень «прошлого» сегодня? Ответ на этот вопрос творческая группа «Багрянка» нашла, обратившись к опыту других культур, где обрядовая сторона жизни имеет первостепенное значение. Так, например, в культуре народа руна, живущего в тропических лесах Амазонии, свинья, прыгающая в реку, традиционно символизирует прощание с прошлым. 

Художественная группа "Багрянка", "Цупу"

На болоте можно было увидеть «Тетраэдр негатива» с функцией ритуального очищения огнем (автор: Елизавета Заботкина), фигуру орла из картонных тубусов, символизирующую стигматизацию на актуальные художественные процессы (автор: Анастасия Буй), «Офелию», ассоциирующуюся с утратой женственности в современной социальной среде (автор: KISI) и др.

КISI, "Офелия"

Участники проекта – выпускники школы современного искусства ММОМА: Ольга Туманова, Павел Суслов, Василий Аникин, Василиса Лебедева, Анастасия Буй, Полина Комардина, Ольга Городенская, Оксана Рудько, Ирина Турченко, KISI, Елизавета Заботкина, Владимир Шишак, Вероника Пель, Bonzha, Владислав Андреев, Nafisa, Элина Марусова.

Текст: искусствовед Алена Вахрушева