Им 20 лет

Текст и фото: Ирина Свеколкина

В 1964 году, ровно 55 лет назад, на экраны вышел фильм Марлена Хуциева «Мне двадцать лет», ставший одним из главных символов эпохи Оттепели. Кинорежиссер, сценарист, актер и педагог Марлен Хуциев (1925-2019), в своей картине сделал то, что Андрей Тарковский считал в искусстве кино главным – запечатлел время. 

Советский художественный фильм «Мне двадцать лет» - это лирический рассказ о поколении молодых людей, вступающих во взрослую жизнь, после потрясшего всю страну и изменившего прежнюю жизнь ХХ съезда партии, где был разоблачен Сталин и началась короткая, но очень продуктивная эпоха, получившая название «Оттепель».

Кадр из х/ф "Мне двадцать лет" ("Застава Ильича")

Хуциев одним из первых  обратился к личным переживаниям своих героев, сделав идейную борьбу и производственную драму лишь фоном частной жизни, растворил эти внешние обстоятельства в человеческих чувствах, повседневных заботах. В фильме показана частная жизнь трех друзей, и, наверное, впервые, советский человек перестал быть идеологическим персонажем, и позволил себе не стесняясь, рассказать простую историю своих жизней.  

Беря за основу культовый фильм Марлена Хуциева, Центр Вознесенского используя современные технологии воссоздает атмосферу времени Оттепели, превращая первый этаж центра в тотальную инсталляцию – машину времени, где соединяются разные поколения двадцатилетних молодых людей, с одолевающими их одинаковыми вопросами: «Жить.. а как, как?» [здесь и далее цитаты из фильма «Мне двадцать лет/Застава Ильича», прим. автора]

Попадая в пространство инсталляции, возникает ощущение, будто ты попал к кому то домой, кому то совершенно точно знакомому, близкому тебе по духу человеку. Человеку интересующемуся, задающему себе и миру вопросы, и кажется те же самые вопросы задаем себе мы, пока мы молоды. История очень трогательная и невероятно пронзительная, сколько бы не было вам сейчас лет, вы снова вернетесь в свои 20, как только столкнетесь с этим никем не покинутым домом, как будто сами только вчера вышли из комнаты, где пытливо пробовали этот мир на вкус. 

Пространство инсталляции закольцовано, попадая сначала в комнату современного молодого человека, наполненную его впечатлениями о просмотренном фильме и размышлениями о том времени, вы можете остановиться там, в уютных креслах или за длинным, гостеприимным столом, и увидеть редкие фрагменты фильма до и после цензуры.

В «Комнате хипстера» вас встречает обстановка домашняя, со следами поиска ответов на вопросы. Так наш герой задается вопросами «кто я?», он увлечен картиной Марлена Хуциева и временем Оттепели, изучая фильм, он натыкается на сходство его героев с самим собой. И так же каждый из нас, узнает себя в том самом «хипстере» и молодых героях фильма. Нам кажется, что мы другие, что сейчас 21 век и наше поколение отличается от тех, кто жил до нас 55 лет назад. Но глядя на картину, вслушиваясь в диалоги, становится невероятно трепетно, от того, что и они, и мы, и все кто будет после нас, будут метаться в неопределенности перед миром, в котором они живут, будут желать изменить его, понять свое место в жизни, найти опору и ответы, получить подсказки. 

Фрагмент экспозиции "Им 20 лет"

Мир меняется вокруг нас, но человеческие поиски себя в начале своего независимого пути остаются прежними:

«- Я тут подумал и понял, что я совершенно правильный человек, на редкость правильный. Я работаю, собираюсь в институт, принимаю участие в общественной жизни, я агитатор…

- Так ты простой советский человек…

- Не знаю, но иногда мне кажется, что я живу как-то правильно, благопристойно и только… 

-Я понимаю тебя... существует такая философия, всю жизнь радоваться, что ты не сволочь, что есть люди и похуже тебя…»

Как будто ты зашел к своим друзьям в гости, как будто вас объединяет весь мир, и пройдясь по комнатам квартиры «хипстера», вы удивляетесь тому, почему вы раньше не замечали этого родного, щемящего сердце сходства со всеми молодыми людьми во все времена. Мы вырастаем, становимся опытнее и серьезнее, и перестаем обращать внимание на такие мелочи, которые волновали нас в юности. Но стоит зайти в гости к своим забытым вопросам и удивиться своим ощущениям. 

Удивительно трогательно тотальное погружение в мир Оттепели, в котором нам никогда не удастся оказаться, не посетив это уютных дом «хипстера».