Институализируя «уличную волну»

В Санкт-Петербурге в марте прошло официальное открытие «Стрит-арт хранения» – институции нового формата, где коллекционируют, изучают и знакомят посетителей с искусством «уличной волны». О миссии Петербурга и ответственности, которую на него возложили в материале Ирины Дементьевой.

Текст: Ирина Дементьева 

Расположился проект в привычном пространстве Севкабеля, которое встречает своим собственным стрит-артом. «Untitled» – абстрактная композиция дизайнера и граффити-художника Алексея Кио, напоминающая кристаллы, выглядывает еще издалека.  «Динозавр» Максима Саввы встречает посетителей рядом с ледовой ареной. В начале Барной линии занимает свое законное место аффирмация от проекта «Это знак»: Даша Ястребова оставила послание о ценности психологического комфорта. А чуть дальше, в сердце Исткабеле, ютятся уличные художники – знаменитые 10.203, добираться до которых чуть сложнее, чем до «Стрит-арт хранения» – пространство находится рядом с кофейней Punk Brew. 

«Untitled» Алексея Кио

«Динозавр» Максима Саввы

Аффирмация от проекта «Это знак» Даши Ястребовой

Попав на второй этаж корпуса, после вычищенных минималистских дизайнов и двери с домофоном, войдя в неприметную дверь с надписью «Стрит-арт хранение», неловко удивляешься размерам пространства. Оно занимает пять небольших окон, из которых виднеется пару муралов, например, «Погружение» – паблик-арт посвящён XIX Всемирному фестивалю молодежи и студентов или тот же «Untitled». На 88 кв. метрах поместилось около 200 работ и более 25 художников. Вместо салонной развески из-за камерности пространства – вертикальные стеллажи, где и прячутся работы, располагающиеся друг за другом по периметру всего небольшого зала. Прерываются они шкафом с книгами – небольшой библиотекой, и продолжаются уже в горизонтальном положении. Выдвижные механизмы позволяют легко и быстро просмотреть работы, но не все произведения скрыты от глаз: с порога встречают несколько полотен – их планируют менять раз в квартал. Небольшое пространство устроено по инновационному принципу «открытого хранения», позволяющему экспонировать большое количество работ. На площадке планируется проводить экскурсии и знакомить посетителей с уличным искусством. Лекционная программа идет уже второй месяц. Так осуществляются задачи долгосрочного хранения и популяризации творчества художников «уличной волны». 

«Погружение»

Стрит-арт хранение 2

Стрит-арт хранение 3

Стрит-арт хранение 4

Если расположение проекта в Севкабеле органично, то появление такой институции в Петербурге и радует, и удивляет одновременно. На город возложили ответственность – стать точкой притяжения для искусства «уличной волны» со всей России. Почему именно в Петербурге возникает подобная инициатива отвечает Анна Нистратова, директор Института исследования стрит-арта (ИИСА): «Петербург поставщик уникальных услуг до сих пор. Я ценю Петербург за то, что здесь всего очень много. Музейное дело хорошо развито. В Петербурге есть отстраненный взгляд, взгляд в ретроспективе». 

Коллекция, которую демонстрирует САХ, формируется из экспедиций экспертов в различные города. Несколько дней сотрудники ходят по мастерским художников, лично с ними общается и отбирает работы.  И трафареты, и эскизы, и фотографии работ – все что могло представить автора как самобытного художника, его специфику попадает в коллекцию. Следующие два года команда планирует посетить 9 городов и пополнить коллекцию до 500 единиц. Сейчас в коллекции есть и самарский граффити-художник Святослав Spater и петербургские Максим Има, Миша Маркер и Турбен, екатеринбургский Тимофей Радя, Владимир Чернышев, Синий Карандаш и Никита Nomerz из Нижнего Новгорода, Кирилл Кто из Москвы и представители из других городов. «Каждый город России как отдельное государство. Нет ни одной похожей истории: как формировалось, почему там прижилось. Важно взаимодействие с местными экспертами, потому что пока ты в город не попадаешь, вообще невозможно понять, что там происходит», – сообщает Анна Нистратова. 

Миша Маркер

Синий Карандаш

Экспозиция 

По какому принципу размещаются работы рассказывает Алина Зоря – куратор проекта: «Хранение сгруппировано по регионам, нам важно подчеркнуть, что у уличного искусства есть ярко выраженная пространственная специфика. В Нижнем Новгороде повествовательная фигуративная история, в Екатеринбурге много шрифтов, концептуальных работ, много инсталляций, в других городах единый язык не так ярко выражен. В Санкт-Петербурге сложно определить тенденции – этому препятствует статус города как музея под открытым небом, но в нем есть тяга к граффити культуре, много стикеров и плакатов». На короткой стене – все петербургские авторы, на длинной – Москва, Нижний Новгород, Самара, штучные работы из Великого Новгорода, Тольяти, Перми. Габаритное хранение по центру – позволяет хранить работы размером два на три метра. 

В прошлом в паблик-арте Петербург тоже отличился. ГМИИ им. Пушкина Северо-Западный филиал любит выходить в город и создавать совместные проекты с художниками. Сад Бенуа также взаимодействует с художниками «уличной волны». И закрывшийся музей стрит-арта оставил память о себе. Как раз с последним связана команда САХ, «Мы все встретились в музее стрит-арта, – говорит Анна Нистратова, – но к сожалению, довольно быстро оттуда ушли. Мы надеялись, что музей будет заниматься институциональной деятельностью, но оказалось, что это такой девелоперский проект, где стрит-арт оказался лишь фишкой, которая продавала то место, как общественное пространство. Нас это не устраивало, пришлось сделать свое, и организовать институт». (САХ, возникло при сотрудничестве группы проектов INLOCO Initiative и ИИСА). 

Так, задача, заключающаяся в знакомстве аудитории с паблик-артом, уступает место другой – суть которой в формировании исследовательской базы.  Именно поэтому в САХ и располагается библиотека, специализированная литература на двух языках для которой подбирается профильно. Попасть в нее можно по записи. Уникальной возможностью является изучение фонда институции, который насчитывает более 400 единиц хранения. По запросу предоставляется доступ к электронной базе коллекции с интервью художников. А просто для рассмотрения коллекции существует чат-бот в телеграмме, который позволяет увидеть все секции и произведения в них. 

Библиотека 

Место исследователя 

Портрет исследователя для институции не очерчен. Принцип открытости позволяет не фокусироваться на возрасте и на роде занятий. Лицо исследователя совершенно многолико: «Это очень разные люди, очень много студентов, но есть и большой интерес со стороны простых людей. Мы заинтересованы, чтобы круг исследователей рос. Задача ИИСА – оставить как можно больше источников и выводить это все в научный оборот», – вновь поясняет Анна. – Мы столкнулись с тем, что сейчас много междисциплинарных исследований. Искусствоведческих работ очень мало, а вот, сопряженных с социологий, психологией, урбанистикой, работ в смежных областях– много. Лично для меня, это уже давно перешло из области искусства в социальное явление, как раз в социальном феномене и сходятся разные интересы разных наук, связных с человеком». 

Петербург становится точкой притяжения не только для демонстрации искусства, но и для реализации исследовательских амбиций. Таким образом, «Стрит-арт хранение» повышает статус культурной столицы за счет централизации коллекции со всей России и за счет исследовательского потенциала, но и тенденции коммерческого успеха отбрасывать не стоит. 

Невозможно обойти финансовую репутацию Севкабеля, которая накладывает свой отпечаток на резидентов.  Весомая составляющая в виде платных экскурсий чередуется с бесплатными лекциями, наличие магазина – со свободным доступом к библиотеке, продаже тиражных работ – с тем исследовательским наследием, которое формируется на глазах. Институция пытается создать полную работающую систему – выстроить коммуникацию между коллекционерами, художниками, исследователями и интересующейся группой, еще и в Петербурге. Закрытие сразу нескольких задач: выставочные проекты, исследовательская деятельность и коллекционирование действительно оправдывает звание институции. 

Но при слове институция возникает и другое – институциональная критика, которое провоцирует ряд вопросов. Как уличное искусство можно коллекционировать? Почему свободолюбивое искусство загоняют в рамки институции? «Против» или «за» институализироваться сами художники? И главный. Какой сторону выберет Петербург: институциональную критики или поддержку институции?

Источники фотографий: 
№-1- №4: Севкабель Порт
№5 - №12: Стрит-арт хранение