Интерпретируй лес: «ЧА ЩА. Выставка в лесах»

До 20 октября можно сбежать в лес в районе Клязьминского водохранилища и насладиться сайт-специфик объектами современного искусства под шелест осенних листьев - на прошлой неделе галерея JART при участии курорта Пирогово представила масштабный проект лэнд-арта «ЧА ЩА. Выставка в лесах», исследующий лес как важный феномен современной культуры.

Текст и фото: Лена Балакирева

Группа "Художественное уединение" (ХУ), "Расписание кукушки". Фото: Лена Балакирева/ART Узел

Идея выхода искусства за пределы белого куба не нова, но встречается не настолько часто, чтобы не обратить на себя внимание, тем более, там есть на что посмотреть. Можно бесконечно сравнивать данную форму презентации с Николо-Ленивцем, пожалуй, одной из немногих географически доступных для москвичей площадок подобного рода, или ностальгически вспоминать об «Арт Клязьме» - первом в России опыте показа лэнд-арта пятнадцатилетней давности, проходившей, к слову, в том же районе Клязьминского водохранилища с похожим составом участников, но было бы правильнее рассматривать «ЧА ЩУ» как самостоятельный проект, в котором главным героем выступает лес. 

Группа "МишМаш", "Шкала безопасных расстояний". Фото: Лена Балакирева/ART Узел

За время пандемии практически каждый из нас пережил опыт вынужденной изоляции, и, хотя проект планировался еще до всех событий и должен был открыться летом, прошедший локдаун добавляет остроты ощущений. Куратор Андрей Ерофеев, говоря о выставке, предлагает рассматривать ее через призму двух терминов - японского «хикикомори», означающего «нахождение в уединении» и немецком, юнгеровском «вальдганг» - «уход в лес». Где-то на пересечении двух этих понятий, так созвучных современным реалиям, и находится выставка «ЧА ЩА».

Куратор выставки "ЧА ЩА. Выставка в лесу" Андрей Ерофеев. Фото: Лена Балакирева/ART Узел

Здесь следует оговориться, что лес все же не дикий, а курорт Пирогово, площадью более 100 га, является частью закрытой территории для состоятельных людей, с гольф-полем, яхт-клубом, теннисными кортами, ресторанами, парусной школой и прочими радостями жизни. Но этот факт лишь добавляет комфорта и ощущения безопасности во время посещения выставки. Объекты разбросаны на довольно обширной лесной территории, что, по задумке куратора, превращает обычный поход на выставку в приятную лесную прогулку.

Франциско Инфанте и Нонна Грюнова, "Вертикаль-горизонталь (паутина)". Фото: Лена Балакирева/ART Узел

На входе в «ЧА ЩУ» зритель сталкивается с двумя живописными объектами группы «ХУ» («Художественное Уединение»), которая образовалась в процессе подготовки проекта. «Портреты деревьев», изображенные в натуральную величину с помощью щеток, веников и ершиков возле их реальных прототипов, с одной стороны, настраивают зрителя на выставочный лад, а с другой позволяют оценить, насколько тщетными являются попытки воспроизвести объекты природы на холсте, и как меркнет живописное изображение в сравнении с оригиналом.

Художественное уединение (ХУ), "Портрет дерева". Фото: Лена Балакирева/ART Узел

Здесь же можно взять с собой на прогулку «Карманную галерею» Романа Сакина – небольшую белую коробку без дна с окошком и дверцей, которую зритель может превратить в собственное выставочное пространство. Эта возможность усиливает наблюдательность и активирует поиск подходящих объектов для «галереи»: мухоморов, шишек, трав, - всего, что предложит лес. 

«Карманная галерея» Романа Сакина. Фото: Лена Балакирева/ART Узел

Собственно, художественные произведения тоже нужно искать. Без карты и каталога может быть непросто сориентироваться на столь обширной территории. Например, работа Ольги Божко «На распутье» - серия объектов в виде валунов с выгравированными навигационными знаками компьютерной клавиатуры, мимикрирует под природный объект, не сразу обращая на себя внимание.

Ольга Божко, «На распутье» . Фото: Лена Балакирева/ART Узел

А «Сотку» Александра Бродского – огороженное коричневым забором из профнастила пространство - легко принять за зону технических работ. Что происходит за забором и в чем цель: защитить приватность или ограничить доступ во вне тому, что за забором – неизвестно.

Александр Бродский, «Сотка». Фото: Лена Балакирева/ART Узел

Тему ограждений также затрагивает дуэт «МишМаш» в работе «Чрезвычайная невеста», - кусок ограды, огороженный ограждением, конструкция, напоминающая не то монумент, не то памятник на могиле. Говорят, что «Невеста» светится в темноте в свете фонаря из-за светоотражающей краски, но, честно говоря, проверить это желания не возникает.

Дуэт «МишМаш», «Чрезвычайная невеста». Фото: Лена Балакирева/ART Узел

Еще один монумент – мемориальный комплекс «Шашлычная» от ХУ - дань шашлычной, некогда находящейся на территории курорта, похож на надгробную плиту в форме мангала, одна ножка у которого стоит неровно – производственный брак фирмы-производителя.

Художественное уединение (ХУ), мемориальный комплекс «Шашлычная». Фото: Лена Балакирева/ART Узел

Однако на этом тема не исчерпывается: «Стадо диких мангалов» из 60 особей мигрирует из одной части леса в другую, направляясь к забору и явно планируя побег за границы «ЧА ЩИ». 

Художественное уединение (ХУ), «Стадо диких мангалов». Фото: Лена Балакирева/ART Узел

Тема хикикомори была бы раскрыта не полностью, если бы художники не коснулись темы лесных укрытий. Их в «ЧА ЩЕ» более чем достаточно: «Соборный шатер шалаш» от ХУ, в котором вкусно пахнет сеном; «Арт-галерея в землянке» с офортами Игоря Макаревича и Елены Елагиной; огромный мухомор Павла Пепперштейна, под сенью которого можно укрыться от дождя или насладиться чтением книг, взяв одну из книжного шкафа, стоящего здесь же.

Мухомор Павла Пепперштейна. Фото: Лена Балакирева/ART Узел

«Иконос» Валерия Кошлякова, собирательный образ жилища с символическим входом, в который нельзя войти, а также «Бункер» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, сооружение, не дающее расслабиться даже в лесу: при входе, на стенах и бытовых объектах внутри размещены фотографии депутатов во время заседания с Владимиром Путиным, также по задумке авторов в бункере должна звучать зацикленная речь президента. Выражение «из каждого утюга» здесь кажется максимально уместным. 

Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, "Бункер". Фото: Лена Балакирева/ART Узел

Прогуливаясь от одного объекта до другого, разглядывая и взаимодействуя с произведениями, невольно становишься более наблюдательным, созерцая и прислушиваясь к окружающей действительности, и процесс затягивает – собственно, этого авторы и добиваются. Чтобы погрузиться в атмосферу леса полностью, определенно стоит обратить внимание на «Нюхоскоп» Романа Сакина: стеклянные емкости без дна, концентрирующие запахи отдельных элементов природы, от лужи до грибов, которые можно почувствовать с помощью обычной трубочки - в лесу выглядит более органичным, чем на ярмарке Cosmoscow. Влажный пень – безусловный фаворит.

Роман Сакин, «Нюхоскоп». Фото: Лена Балакирева/ART Узел

Встреча с 42 объектами в лесном пространстве добавляет прогулке задора и приятных впечатлений – выставка органично вписывается в окружающую реальность в легкой и игривой форме. А отсутствие этикеток и аннотаций избавляет от необходимости интерпретировать увиденное без особого на то желания. В «ЧА ЩЕ» ощущаешь себя не то заблудившимся путником в странной глуши, не то сказочным героем, отправившимся в путь навстречу неизведанному. Неизменным остается только чувство географической принадлежности места, которое усиливает работа Павла Отдельнова, светящаяся красным унифицированным шрифтом российских вывесок с надписью «Россия это край чудес. Родился в ней, и в ней исчез».

Павел Отдельнов