Интервью с Юлией Кривозубовой к выставке "All monstrous demons are young girls"

В галерее Бомба с 27 января по 10 февраля 2021 года прошла выставка Юлии Кривозубовой "All monstrous demons are young girls". Галерея Бомба – выставочное пространство, расположенное в бомбоубежище центра творческих индустрий Фабрика.

Интервью берёт художник Михаил Ситников

Фото — из архива Юлии Кривозубовой

Фото из архива Юлии Кривозубовой

Юля, расскажите, где мы находимся? 

Привет! Мы в галерее Бомба в ЦТИ Фабрика, здесь представлен мой персональный проект «ALL MONSTROUS DEMONS ARE YOUNG GIRLS». 

Почему монстры? 

В проекте я размышляла, как формируется образ в культуре, каким он должен быть, чтобы стать привлекательным для человека?

На мой взгляд, монстры, как это ни странно, одни из самых притягательных существ в мифологии и культуре. Они обладают качествами, к которым человек стремится: силой, независимостью, неуязвимостью, абсолютной непосредственностью. При этом в них есть и «несовершенства», поэтому человек чувствует сходство, симпатизирует монстру. Своими «недостатками» монстры нисколько не тяготятся, наоборот, воспринимают их как совершенство, как часть своей естественной природы. Монстр - не просто существо, которое превращает свой изъян в преимущество, но не воспринимает его как несовершенство или слабость. Монстр - цельное, сильное, довольное собой существо, которое очень легко воспринимает жизнь.

Фото из архива Юлии Кривозубовой

Как они проводят время, кроме посещения ЦТИ Фабрика?

Они могут позволить себе все, что угодно; в этом вся их прелесть. В монстрах нет потребности приспосабливаться к окружающей среде, ни естественной, ни культурной, они не мимикрируют, не стараются понравиться, их ничто не раздражает. Чаще всего они просто получают удовольствие от жизни, во всяком случае так, как я себе это представляю. 

Почему люди боятся их?

Человеку доступен только «человеческий» способ восприятия окружающего мира. Среда определяет способ мышления человека. Человек оперирует культурными маркерами. Монстры - принципиально иная форма жизни, какого-то иного происхождения, человеку трудно понять их природу, красоту, поведение. 

Фото из архива Юлии Кривозубовой

Как думаете, может в будущем мы сможем освободиться от этих условностей? Сможем общаться с монстрами как друг с другом? 

Я думаю, мы очень к этому стремимся! 

Монстры будут этому рады?

А монстрам это абсолютно безразлично. 

Я думаю, мы им завидуем, в этом одно из наших несовершенств по сравнению с монстром. Монстр не завидует ничему, ему все классно. Если нам удастся стать такими же, нам тоже будет безразлично, реагируют они на нас или нет.

Но, если они безразличны к нам, вряд ли они захотят с нами общаться?

Наверное, нет, наверное, не захотят.

Фото из архива Юлии Кривозубовой

Значит, общения не будет? Мы просто перестанем этого хотеть?

Это будет внутреннее общение, потому что в природе монстра есть абсолютная самодостаточность.

 Вы ассоциируете себя с вашими персонажами? Чем вы похожи?

Я довольно часто слышу, что мы похожи внешне… Я думаю, мы похожи характерами.

Вы любите хорошо проводить время?

Да!

Фото из архива Юлии Кривозубовой

Что вы можете сказать о пространстве Бомбы, как оно вписывается в концепцию выставки?

Все-таки монстры связаны с хоррор-эстетикой, эстетикой ужаса, им идет пространство подвалов, полуосвещенных помещений. Пространство, в котором мы находимся, им органично… Я думаю, им здесь хорошо. 

Ваши персонажи обладают сильной энергетикой, как они влияют на вас? В процессе создания, может быть, позже?

Когда произведение становится частью материального мира, его взаимодействие с автором происходит так же, как с любым другим зрителем.  В тот момент, когда я понимаю, что они сложились и мне нужно просто довести работу до конца, мои девочки-монстры уже больше от меня не зависят, они самостоятельны, я им больше не нужна, и взаимодействую с ними так же, как любой зритель. Да, на меня они тоже производят впечатление, они мне очень нравятся. 

Фото из архива Юлии Кривозубовой

Как дети? Выставка называется «Монстры - это маленькие девочки…»

Они скорее подростки! Они ни от кого не зависят, в них нет детской потребности в заботе, опеке, ничего подобного. Они разве что жестоки, как дети… Просто непосредственны в своем восприятии и поведении… Но веселы, беззаботны, независимы как подростки…

Подростки независимы? 

Мне кажется, что да.

Фото из архива Юлии Кривозубовой

Как с течением времени меняются ваши персонажи и, может быть, вы сами?

Я думаю, мои работы становятся понятнее. Думаю, сейчас они приобрели свою истинную форму. Предыдущие проекты отражали путь их развития, становления…

То есть сейчас они стали такими, какими и должны быть? 

Сейчас, да. Хотя наверняка скоро я почувствую, что им нужно еще немного «подрасти», измениться. 

А почему именно монстры? Это какое-то отражение вашего внутреннего мира? 

Это очень сложный субъективный вопрос. Отчасти это мир, который мне понятен. Можно сказать, что существует несколько личностей меня: личность художника, личность Меня, их сложно отделить друг от друга. Художник во мне зависит от того, как я понимаю окружающий мир, как я с ним взаимодействую, как и, что говорю о нем. Мне понятно пространство фантастических историй, страшных существ, монструозных созданий. 

Эта реальность дружелюбная и очень веселая, меня в нее неизбежно влечет. С одной стороны, в искусстве мне тоже хочется говорить на этом языке.  С другой - мне действительно кажется, что монструозность, как метаморфозность, как вид перевоплощения, подвижности, содержит в себе потенциал вечной жизни, вечного развития. Монстр монструозен только с точки зрения восприятия человека. 

Фото из архива Юлии Кривозубовой

Какая еще есть точка зрения?

А мы не можем знать, у нас есть только «человеческая».

Вы сказали ваша личность художника и личность Юлии Кривозубовой - это две разные личности, то есть у всех людей две личности?

Гораздо больше, чем две, я думаю.

Юля, расскажите, какие художники вас вдохновляют, какое искусство вам нравится смотреть?

Берлинде де Брейкере, Кики Смит, Ли Буэри, Эдвард Кинхольц, Мэтью Барни, Джеймс Таррелл, Дэмьен  Херст, конечно, Луиза Буржуа, конечно, Айдан Салахова. Мне интересны художники, которые работают со светом, задействуют пространство, все, что касается фантасмогорического языка…

Фантастика?

Я думаю, что любое искусство так или иначе можно считать фантастикой…

Художник выбирает язык художественных образов, символов, переводит элементы окружающего и внутреннего мира сначала в идею, позже - в материальное воплощение. Конечно, интереснее всего художники, которые задействуют понятный мне язык.

Фото из архива Юлии Кривозубовой

А какие еще задачи могут быть у художника?

Развлекать!

Искусство - это сфера развлечений?

Конечно! Да! 

Расскажите, над каким проектом вы сейчас работаете, что планируете создать?

Хочу, чтобы мои «девочки» достигли своих реальных размеров, выглядели бескомпромиссно так, как я их себе представляю…

Фото из архива Юлии Кривозубовой

Юля, а вы не боитесь своих произведений?

Нет, не боюсь нисколько.

А какая роль у страха в искусстве и в сознании человека?

Я думаю, искусство делает все возможное, чтобы люди боялись меньше, это одна из его миссий - делать окружающий мир безопаснее для человека. 

Искусство избавляет человека от страха? А зачем человеку избавляться от страха? 

Какой абсурдный вопрос! 

Никто не хочет бояться. Страх - ненужное, неэффективное чувство. История развития культуры, науки и искусства построена во многом на стремлении человека перестать испытывать страх, ответить на вопросы, которые вызывают беспокойство, тревогу, разве нет? 

В христианской культурной традиции страх сдерживает человека…

Это совсем иное. То, о чем вы говорите - это культура нравственного воспитания, которая часто необходима в качестве компенсации отсутствия внутренних запретов внешними. Это не про страх, это про послушание. Это про стремление быть хорошим. Страх, о котором вы меня спросили, как мне кажется, это страх перед непознаваемым и неконтролируемым…

Но какой-то страх нам необходим для жизни?

Инстинкт самосохранения, полагаю, необходим… Не нужно лезть в цунами, не нужно лезть в огонь.

Фото из архива Юлии Кривозубовой

Хорошо, что у человека есть выбор. Он стоит перед цунами и думает залезть туда или не залезть.

Я думаю, было бы классно, если бы у человека всегда был выбор. 

Какая у вас задача, как у художника?

Как раз в этом она и заключается: напомнить, что не нужно бояться, что выбор есть. Всегда ….

Видеоинтервью Михаила Ситникова можно посмотреть по ссылке.

Фото из архива Юлии Кривозубовой
Фото из архива Юлии Кривозубовой