- Расскажи, почему ты решила связать свою жизнь с современным искусством?
- Изначально закончила «Институт Дизайна и Прикладного Искусства» при РГУТиС по специальности «Дизайн малых форм» – это дизайн аксессуаров, головных уборов, обуви, ювелирных изделий. Но потом решила пойти немного в другую сторону и теперь работаю дизайнером-декораторомв компании Mercury. Возможно, потому что работа связана с дизайном, мне и хотелось развивать себя в искусстве, найти точки соприкосновения с этим миром и делать что-то свое.
Я поступила в бизнес-школу RMA и начала постепенно погружаться в среду: читать специализированные книги, ходить на выставки, знакомиться с людьми из индустрии. Постепенно ко мне стали сами приходить интересные проекты, не связанные с моей работой, например, я делала специальные арт-объекты в рамках различных фестивалей на площадках тогда еще развивающегося Парка Горького. Постепенно появилась новая система координат, и я поняла, что мне необходимо идти дальше. А потом такой образ жизни стал уже как наркотик: быть постоянно в движении, жадно познавать новое, открывать в себе давно спящий потенциал.
- Почему ты решила пойти на программу «Арт-менеджмент и галерейный бизнес»?
- Однажды, проснувшись утром, я открыла Facebook и увидела репост знакомого, в котором рассказывалось об этой программе, и поняла, что это именно то, что мне нужно. Не знаю, как я это поняла, ведь я даже ничего не знала о бизнес-школе RMA, видимо внутренний голос бескомпромиссно сказал мне: «Иди, тебе это нужно!». Так, ничего не зная о программе, я просто доверилась.
- Не обманули твое доверие?
- Нет, абсолютно, это был хороший старт, начальное погружение в арт-индустрию. Для человека, который никогда этим не занимался и жил в каких-то параллельных мирах, важно было вообще понять, что такое современное искусство, увидеть из чего состоит этот мир. RMA дал мне, так сказать, «пинок» в индустрию: понимание пространства, сообщества, среды – а она же очень маленькая, все через одного человека знакомы. И «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» как раз дает шанс войти в эту среду: если тебе это интересно, ты остаешься, если не интересно, то эта же среда сама тебя выбрасывает.
И конечно, самое полезное в этой программе были знакомства с людьми из сферы, с которыми мы до сих пор общаемся. Лекции на курсе читали первые имена индустрии, и всё, что они говорили, было для меня чем-то совершенно новым. Я поняла, что этот мир меня засасывает, что я хочу узнать о нем как можно больше.
Отдельно хочу сказать про Николая Палажченко – куратора программы. Я очень уважаю этого человека, потому что у Николая есть в числе прочих очень хорошее человеческое качество – он верит в людей и вдохновляет, он помогает двигаться дальше и верить в себя и в свое творчество. Он дал мне очень много, и, возможно, если бы не он, я бы не нашла смелости дальше идти заниматься искусством.
Chiharu Shiota, hommage. «FAKE» exhibition в Random Gallery, 2014
- А как ты попала в ИПСИ?
- Как раз в RMA я познакомилась с Иосифом Марковичем Бакштейном, которого было безумно интересно слушать, благодаря его лекциям я решила продолжить обучение в этой сфере и через год поступила в ИПСИ (Институт проблем современного искусства под руководством Иосифа Бакштейна). В ИПСИ я окончательно почувствовала себя художником.
- Почему решила продолжить обучение в Свободных мастерских?
- Я закончила ИПСИ и решила не останавливаться и пойти в «Свободные мастерские», хотя это несколько странно – обычно все делают наоборот. Но я ни капли не жалею, это на самом деле все об одном и том же, просто немного с другой стороны. В Свободные мастерские я пошла, в первую очередь, чтобы продолжать эту коммуникацию с художниками, преподавателями. А также для углубления знаний в области классической теории современного искусства и для понимания своего индивидуального направления в творчестве.
Все эти годы обучения – это совершенно непередаваемый опыт. В каждом месте, где я училась, я получала новые знания, несмотря на то, что многие преподаватели повторялись – среда-то маленькая и значимых людей, которые могут чему-то научить не так много. Это как детская пирамидка: каждый следующий этап обучения ставится на предыдущий блок, и, знаешь, я чувствую, что иду верным путем, осознанно и планомерно направляюсь к тому, чтобы закинуть на пирамидку верхушку.
- Есть планы на дальнейшее обучение?
- Сейчас я хочу отдохнуть от институций и заняться независимой выставочной деятельностью, возможно, абстрагироваться от определенного круга общения, связанного с учебным процессом.
- Ты уже участвовала во многих выставках и проектах, какие тебе особо запомнились?
- Пожалуй, самый интересный проект – это выставка в лондонской галерее Apt-Gallary, в которой мы участвовали совместно со студентами Goldsmiths College в рамках культурной программы по обмену студентов Россия-Великобритания. Я и еще семь студентов, чьи работы отобрали преподаватели ИПСИ, на неделю уезжали в Лондон вместе с Иосифом Марковичем для совместного освоения выставочного пространства.
Там был открытый Pablic talking: русские и британские художники по очереди выходили в центр галерейного пространства, где перед многочисленными зрителями рассказывали о своих проектах и идеях и показывали перфомансы. Это был живой интерактивный проект, направленный на разность ментальной среды, который документировался и потом в течение месяцапроецировался на стену галереи как основной проект выставки, помимо статичных объектов и инсталляций.
Сама выставка проходила один день: я делала работу «СендвиЧ/Б» и параллельно рассказывала о ней – это был перфоманс на 7 минут. Вообще изначально работа называлась «Сэндвич Мединского», это была рефлексия на речь министра культуры Владимира Мединского, в которой он назвал работу художника Инь Сючжэнь «Температура» «грудой кирпичей». Но когда мы отправляли программу поездки вМинистерство культуры, меня попросили дать другое название. Так появилось второе название «СэндвиЧ/Б» и второй смысл – исследование темы памяти и историй из детства. Кирпичи я нашла на развалинах планетария в моем родном городе Йошкар-Ола, а черно-белая камера была самой загадочной вещью моих детских воспоминаний, и эти объекты и интерпретации рождали совершенно новые контекстуальные смыслы.
В целом, эта поездка была действительно очень интересным опытом – коммуникацией с иностранной галереей, кураторами, художниками. Мы увидели, как живут, учатся и работают в Goldsmiths College – самой мощной институции современного искусства в Англии и, пожалуй, в мире.
«СэндвиЧ/Б», performance . «HERE, THE OTHER SIDE» в APT Gallery, London, 2013
- Ты предпочитаешь работать над проектами одна или в соавторстве?
- Все зависит от конкретной ситуации. Сейчас, например, мы – художники, дизайнеры, архитекторы, смотрящие в одном направлении – объединились под общим названием «CrewQua.ФикусПикус». Скоро доделаем свой сайт и будем реализовывать планы вместе.
Кстати, к нашему творческому союзу однажды обратился канал ТНТ с предложением сделать на Флаконе инсталляцию, посвященную утилизации батареек. И мы сделали огромного батареечного монстра – четырех метровое дерево со сложной корневой системой. В него можно было бросать батарейки, которые, пройдя замысловатый путь, оказывалась в специальных контейнерах. Таким образом, мы собрали за один день более 150 килограмм батареек, которые потом увозили на утилизацию, то есть инсталляция сработала на отлично.
- Эта такая наглядная демонстрация того, что искусство может быть полезно, хотя многие считают, что искусство бесфункционально. Как ты считаешь?
- Я бы не сказала, что эта инсталляция на Флаконе является современным искусством, это скорее утилитарный объект, ближе к дизайну. Моя дизайнерская составляющая и сущность художника постоянно спорят во мне, что есть дизайн, а что – современное искусство. Например, инсталляции в парках – это скорее дизайн, а работы, которые делаю для себя – я отношу к современному искусству.
- Тогда дай твое определение термина «современное искусство»?
- Это понятие вбирает в себя кучу разных определений, то есть можно сказать, что все есть современное искусство. Но если ограничить круг, то для себя лично я определяю так: то, что касается духовной составляющей – это современное искусство, а что касается моих знаний – это дизайн. Дизайн – это навык, ремесло, искусство – это эмоции, чувства, рефлексия, интуиция и далее по списку.
Мне кажется, что во все институции я пошла как раз за тем, чтобы понять, что такое современное искусство, но это настолько размытой понятие, что никто не может дать четкого определения. Поэтому каждый отдельный художник или куратор вносит что-то свое в это определение.
- А есть ли желание сделать искусство своей основной работой? Как считаешь, может молодой художник зарабатывать в России?
- Нет ничего невозможного. На самом деле, меня всегда удивляют все негативные высказывания о том, что все плохо, и арт-рынка в России нет, и заработать на этом невозможно. Мне кажется, что нужно делать свое дело хорошо и по-честному и верить в это, а дальше все пойдет своим чередом и придет к определенному результату. Я мыслю позитивно, но тут еще дело в том, что у меня есть работа – определенный финансовый бэкграунд, поэтому я не так заостряю на этом внимание. Я просто делаю то, без чего не мыслю своей жизни.
Да, конечно, будет круто, если я дойду до определенного уровня, мои работы оценят и возьмут в галерею, где их кто-нибудь купит. Это будет хорошей такой галочкой «мои работы признали». Просто сегодня я стремлюсь к выражению и пониманию себя в искусстве, скорее как-то так – философски. Я получаю удовольствие от сегодняшнего дня, от отношений с людьми в этом сообществе, от совместной работы над проектами – мне все в кайф. Сейчас так, что будет потом – посмотрим.
Кладики-секретики, Границы действия в ММОМА, 2014
- Как же тебе хватает времени и на работу и на искусство?
- О, это о наболевшем. Работа отнимает много сил и времени, и хотьу меня не офисный график, это не играет особой роли, ведь нужно посвящать искусству 100 % сил, чтобы сделать работу хорошо. Пока мне удается совмещать, как пойдет дальше – не знаю. Я пытаюсь понять, как уделять больше времени искусству.
- Расскажи о последней выставке «Границы действия»
- «Границы действия» - это кураторский проект выпускников «Свободных мастерских», которая проходила в рамках специальной программы Московской международной биеннале молодого искусства на площадке МMОМА, Гоголевский 10.
Там было три мои работы и по большому счету все они об одном и том же – все мое творчество строится на исследовании темы памяти. Для самоидентификации мне важно понять свои истоки, я копаюсь в прошлом, анализирую, выуживаю какие-то воспоминания, соединяю и додумываю цепочки важных произошедших событий для понимания себя в настоящем. И «Кладики-секретики», и «Алхимия пятого элемента» – это все о самоиндентификации. Кстати, на этой выставке работу с кирпичами тоже попросили назвать «Сэндви Ч/Б»
Еще пару недель назад в рамках общеобразовательной программы биеннале молодого искусства я посылала свое портфолио для обсуждения с членом жюри IV Московской международной биеннале молодого искусства Серджио Эдельштейном и прошла отбор вместе с шестью другими молодыми художниками. На этой встрече мы смогли рассказать о своих работах и получить обратную связь, советы от метра. Я взяла на вооружение его видение и замечания. Я вообще очень здраво отношусь к критике, даже люблю, чтобы меня покритиковали.
- Ну и стандартный вопрос: какие планы на будущее?
- Сейчас я готовлюсь к выставке StudentArtProm, которая также вошла в параллельную программу IV Московской международной биеннале молодого искусства, выставка состоится в августе на площадке Artplay. Это второе мое участие в этом проекте: в том году я выступала как студент ИПСИ, в этом – в рамках Свободных мастерских.
Также готовлю работу для выставки «Теплообмен Q1=Q2» на площадке бывшей мануфактуры Морозовых 19 века в нескольких километрах от Москвы, где сейчас располагается творческая усадьба «Гуслица», эта выставка так же попадает в параллельную программу IV Московской международной биеннале молодого искусства. Я вообще считаю, что очень правильно делать арт-резиденции и площадки вне Москвы, вне Artplay и Винзавода, вне каких-то заезженных мест. Нужно делать что-то свое, например, как ребята на Периметре («Периметр» – первоначальное название галереи Электрозавод – экспериментального выставочного пространства, расположенного на территории бывшего завода).
На самом деле идей много. Все три институции мне очень помогли и направили меня в русло современного искусства, где я могу уже самостоятельно ориентироваться.
Кроме этого есть уже предложения и планы делать персональную выставку.
- Пожелаешь что-то начинающим художникам?
Нужно делать и еще раз делать, и к тебе будет эта энергия возвращаться и в виде идей, и в виде связей, и в виде денег. Только постоянная работа может принести пользу: нужно делать много, даже в стол, и однажды количество перейдет в качество. Нужно показывать себя, знакомиться с людьми, ходить на выставки, и тогда, через несколько лет, возможно, ты выйдешь на нужного куратора, и примешь участие в нужной выставке, которая изменит твою жизнь.