«Искусство быть»: интервью с кураторами выставки Надеждой Гура и Ларисой Гринберг

Над интервью работали Юлия Крышевич, Анна Киященко

Фото предоставлены ГЦСИ-РОСИЗО

До 6 мая в ГЦСИ проходит инклюзивная выставка «Искусство быть». В интервью АртУзлу кураторы проекта Лариса Гринберг и Надежда Гура рассказали о любимых работах, реакции зрителя и актуальности темы инклюзии в России.

Юлия Крышевич: Инклюзия в искусстве — тема для России довольно новая. Ещё недавно об этом говорили шёпотом, сейчас инклюзия —  проблематика, которую хотят обсуждать в рамках выставочных проектов. Что вы думаете об этой ситуации в России? Есть ли вероятность того, что инклюзивные проекты станут мейнстримом и правильно ли это?

Фрагмент экспозиции

Надежда Гура: Я считаю, что такая тематика не должна стать мейнстримом. Об инклюзии стали говорить больше, и хочется верить, что зона её присутствия в выставочных проектах увеличится. Музей, доступный для всех, — очень верное направление, но моды на инклюзию быть не может, поскольку инклюзия — это средство, а не самоцель.

Лариса Гринберг: Вы видели выставку «Единомышленники» в Гараже? По-моему, это первый проект в своем роде в Москве, расширяющий и изучающий понятие инклюзивности. Это был 2016 год. В рамках проекта «Искусство быть» мы старались найти универсальный подход, сделать так, чтобы любой зритель, вне зависимости от его возможностей, смог испытать определенный опыт — частично нам это удалось.

Н.Г.: Некоторые коллеги упрекают нас как кураторов в том, что на выставке мы изобретаем велосипед…

Л.Г.: И меня это удивляет! Во-первых, можно сказать, что работы, представленные на выставке, создавались современными художниками с учетом технического задания, в котором были интересные находки. Для некоторых художников — первый опыт по созданию таких объектов. Среди художников есть профессиональный арт-терапевт (с десятилетним стажем), чья работа оказалась очень востребованной у посетителей. Привлекая профессиональных сценаристов, мы создали авторский аудиогид к выставке. Это не тифлокомментарий, который часто упрекают в том, что он эмоционально плоский. Это игровой аудиогид. Можно сказать, что это ещё одно произведение со своей драматургией восприятия. На мой взгляд, мы придумали много нового.

Лариса Гринберг. Фото: Юлия Лисняк

Ю.К.: У проекта три куратора (прим.ред. Наталья Гончарова, Лариса Гринберг, Надежда Гура). Как распределялась нагрузка и зоны ответственности в вашей команде? 

Л.Г.: Хороший вопрос, я сама об этом часто думаю: как мы взаимодействуем втроём. Как будто это происходит на интуитивном уровне. Важно чувствовать друг друга, вовремя прийти на помощь.

Н.Г.: Конечно, у каждой из нас есть свои сильные и слабые стороны. На планёрках и совместных обсуждениях мы исходим из того, кому проще взять на себя задачу, кто лучше с ней может справиться. Работая вместе, мы приходим к неожиданным результатам — вряд ли это получилось бы, если куратором был бы кто-то один.

Л.Г.: Вряд ли что-то вообще получилось бы в таком случае. Объема работы хватает на троих, одному человеку с этим точно не справиться.

Надежда Гура

Ю.К.: Художники сами предлагали для участия в выставке проекты, из которых вы выбрали 17. Трудно было отбирать работы?

Л.Г.: К счастью, отбором работ занимались не мы — это действительно сложно. Для многих членов жюри это был новый опыт. Необходимо было думать не только о концептуальности художественного высказывания, но и учитывать реабилитационный потенциал работ. Эксперты из фонда «Гольфстрим» напоминали нам, что работы художников, (не все, но некоторые) будут направлены в лечебные центры после завершения работы выставки. 

Н.Г.: В первом туре открытого конкурса работы отбирали специалисты: педагоги, психологи, арт-терапевты. Для некоторых членов жюри было важно видеть техническую задумку, для некоторых — концепцию и эмоциональную составляющую. Изначально мы планировали показать от 7 до 10 работ. В результате, на выставке представлено 17 проектов, включая перформансы из параллельной программы.

Ю.К.: У вас есть фавориты на выставке, проекты, которые запали в душу?

Л.Г.: Лично мне очень нравится инсталляция Маркуса Мартиновича «Я тут, я с тобой». Я помню, как пришла мама Маркуса и представила его работу, это было очень трогательно. Социальная скульптура Анны Семёновой-Ганц «Слова и люди» — work-in-progress, в которой каждый может принять участие и поделиться наболевшим. Большим интересом со стороны зрителей пользуется инсталляция «Шалаш» группировки «ЗИП» и студии «Особые художники» — внутри палатки лежат подушки, на которых посетители могут что-то нарисовать или написать, так там уже почти нет места! 

Н.Г.: Среди моих фаворитов — инсталляция Леонида Тишкова «Стена». Эта масштабная работа предлагает каждому посетителю прожить сложный, но уникальный опыт слепоглухой учёной Ольги Скороходовой. Ещё я очень люблю перформансы из параллельной программы. 

Фрагмент экспозиции

Ю.К.: Среди представленных проектов много интердисциплинарных работ, и все они рассчитаны на вовлечение зрителя. Вы можете представить себе человека, который не хочет переживать определенный опыт в выставочном зале: как быть в таком случае?

Л.Г.: Каждый волен выбирать «свой» формат участия. Можно прийти на выставку, сесть за стол, представленный в инсталляции Маркуса Мартиновича, и наблюдать за происходящим. Но вряд ли это будет очень интересно для зрителя: большинство работ в рамках проекта рассчитаны на взаимодействие и вовлечённость. 

Н.Г.: Однако это возможно. Зритель сам выбирает, насколько глубокий опыт он хочет прожить. Например, «Скульптура для обнимания» Сергея Катрана — её необязательно трогать, концепцию работы легко оценить со стороны. 

Л.Г.: Всё же на выставке есть объекты, которые предполагают вовлечение зрителя в процесс. В инсталляции «Трогательный опыт» Ирины Наховой работы можно считать только наощупь — это уравнивает права людей в восприятии.

Ю.К.: «Искусство быть» — выставка довольно масштабная, мультидисциплинарная. На ваш взгляд, московскому зрителю стоит ожидать чего-то подобного в этом году от ГЦСИ или от других площадок?

Л.Г.: В Еврейском музее сейчас проходит выставка «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович», но она скоро закончится. Мы планируем показать «Искусство быть» на нескольких московских площадках и в других городах России.

Н.Г.: Наши коллеги из нижегородского филиала ГЦСИ активно работают с тематикой инклюзии. В целом Арсенал делает много проектов в рамках этого направления. Проект «Искусство быть» (на Зоологической, 13/2) продлится до 6 мая — есть шанс успеть посмотреть выставку. 

Фрагмент экспозиции