Искусство и экология. Выставка «Эко. Техно. Арт» в Краснохолмской галерее

21 мая в Краснохолмской галерее открылась выставка «Эко. Техно. Арт». Она посвящена загрязнению окружающей среды и осмысляет деятельность человека в рамках этой проблемы.

Текст: Дарья Казакова
Фото: Дарья Казакова

 

«VALab»: Владлена Громова, Артем Парамонов, Тимофей Рыбка, Сергей Тимофеев. «Цветущий сад посреди океана», апскайл-объект, 2022

Краснохолмская галерея как институция выбрана неслучайно, ведь именно там на постоянной основе работают с экологической повесткой и гибридными формами искусства. Поэтому, посетив выставку, вы наткнетесь не только на традиционные виды искусства, но и на различные технические и научные артефакты. Как, например, устройство «Вечная батарейка», созданное работниками лаборатории РХТУ им. Д. И. Менделеева. Исследователи, занимающиеся проблемой накопления энергии, создали нейтрализационную батарею — устройство, способное генерировать электричество. Из подобных приборов можно выделить портативную станцию для мониторинга воздуха от проекта «Breathe.Moscow» — этот проект стал продолжением немецкого «Luftdaten.info» для привлечения внимания граждан к проблеме загрязнения воздуха.

Работники научно-образовательной лаборатории «Электроактивные материалы и химические источники тока» РХТУ им. Д. И. Менделеева. Устройство, 2021

 

Камила Юсупова, Анастасия Мезенова. «X-Ray Sound of Bones», sound-art инсталляция, 2022


В науке существует такое понятие, как геологическая эпоха — палеонтологический след в виде слоя земных пород. Центральное понятие выставки — это антропоцен, спорный термин, которым предполагается обозначить новую геологическую эпоху, связанную с деятельностью человека. Пока ученые ищут точку, с которой можно было бы начать отсчитывать эту эпоху, но большинство из них сходятся на второй половине XIX или XX века. Примерно в это же время полным ходом идет индустриализация. Именно этот процесс обозначен краеугольным камнем проблемы загрязнения окружающей среды.

Алена Гришаева, Яна Жепег, Егор Егоров. «High Quality Damage», плетение с использованием одноразовых электронных сигарет, 2022

 

Участники выставки не просто рассматривают проблему, но и предлагают решения, осмысляют в представленных работах свою собственную деятельность. Это иллюстрирует экокарта «Ecorate Your Art» Маргариты Раевой и Анны Румянцевой. Проект обращен к художественному сообществу: он наглядно демонстрирует, какое искусство более экологично и этично.

Вера Чекунова. «NEO MOSAIC», мозаика из шести панелей, 2022

 

Важной идеей, на мой взгляд, стало не только просвещение и актуализация экологической повестки, но и призыв к некой гармонии. Она заключается в том, чтобы человек научился работать с новым материалом, относясь осознанно к окружающей среде. Такие мысли я обнаружила в работе «LEGO Time» Галы Андреевой. Эта скульптура сочетает пластик и дерево как части нового и старого, но при этом одинаково полезного.
Не зря одной из главных работ стала мозаика из шести панелей Веры Чекуновой. Это часть проекта «NEO MOSAIC», в котором она позиционирует отношение к пластику, как к ценному ресурсу, который считает такой же вечностью для художников современности, как и камень для мастеров прошлого. Вопрос только в том, будет ли этот материал собираться на мусорных полигонах или же найдет своих художников.