Итак, одним дождливым московским вечером…

Рубрика «Тушь в темноте» обещает вернуться новым циклом совместных материалов. Поводом для рестарта послужил совместный поход успешной художницы Кати Улитиной и известной деятельницы искусств Жени Стерляговой, в театр Практика, на пластический спектакль «В кольцах». 

Итак, одним дождливым московским вечером…

Текст: Женя Стерлягова
Графика: Катя Улитина

Сюжет совместной работы театра Практика и Мастерской Брусникина по прозе современной писательницы Евгении Некрасовой, «В кольцах» — фантасмагория, воплотившаяся в Москве, обычно безопасной, защищенной «магическими» кругами - Садовым и Бульварным кольцами, МКАДом, ТТК и другими. Если повезло жить внутри одного из таких колец — то волноваться особо не о чём. Но в один день стабильность рушится, а кольца превращаются в мишени: утром проснувшиеся москвичи обнаруживают себя в неожиданных обстоятельствах, заставляющих учиться жить в зыбкой и непредсказуемой действительности, переживая разные эмоциональные состояния — от отчаяния до лихорадочной эйфории.

Катя Улитина, междисциплинарная художница, резидентка мастерских Винзавода, выпускница ИСИ им. Иосифа Бакштейна, глубоко исследует движение. Вооружившись всем необходимым, она уже делала зарисовки и скетчи, когда я вбежала в зал, чуть опоздав. Даже дождь парализует движение, замедляет транспортные потоки Москвы, и вот, выдохнув я настроилась смотреть о нашей столице и о нас, таких суетливых ее жителей. Как фильм в фильме, как симулякр реальности не первого порядка, начался рассказ. 

…А охраняется город четырьмя кругами: Бульварным кольцом, Садовым кольцом, Третьим транспортным и МКАД…

Повесть Евгении Некрасовой «Несчастливая Москва», в духе мистического реализма, наполненная тонким сарказмом, была создана несколько лет назад, а идея спектакля родилась ещё до пандемии. Такое чувство, что уже тогда витало предчувствие того невиданного нового мира, в котором мы все оказались сегодня. Основной локацией происходящего в спектакле, постоянно меняющейся, преображающейся, как сама Москва, стала комнатка в «хмурой набекрень-хрущевке, стоящей прямо у самого Третьего транспортного, но зато внутри ещё этого кольца». Именно тут в одно не прекрасное утро, главная героиня спектакля, Нина, подобно кафкианскому Грегору Замзе, сталкивается с неприятными метаморфозами своего тела. 

Подобно самому литературному произведению, прописанному как комедия в 7 действиях, как семь смертных грехов и семь кругов ада, семь московских колец, сплетенных в мишень для неведомой напасти, так же и количество испытаний, выпавшее на долю Нины - семь. 

Не раскрывая сюжета, отмечу, что связаны они с нашими типичными страхами современного человека, еще более обостренными в связи со сложившейся социально-политической ситуацией: страх потери красоты, страх старости, страх потери детей, страх потери идентичности и языка, и другие. Нина воплощена также в семи героинях подобно всему семиричному. Семь тонких тел, в буквальном смысле слова. Каждая из актрис через пластику очень убедительно передает весь шок, неловкость и безнадежность каждого нового ситуативного положения. Одновременно образ Нины будто размывается, трансформируя частную историю в общую. 

За что наказаны карами-чудесами обитатели колец? И кем? Тут нет ни мессира Волонда, ни библейских предупреждений. Можно долго крутить и разгадывать этот пазл. Никто не в безопасности. Ничто не вечно. Однако, если в «Счастливой Москве» Андрея Платонова «люди ничем не соединены и недоумение стоит в пространстве между ними», именно в эту странную неделю тревог и несчастий, кажется сплоченность растет, и даже сосед-алкоголик становится Нине во всех отношениях ближе. Хотя хейтерские комментарии в форумах и чатах, конечно, никуда не исчезнут. 

Многофункциональная сценография Полины Бахтиной тревожит мерцающей, быстрой сменой планов. Вечно недоделанная квартирка прорастает из узора обоев новыми домами и районами, превращается то и дело в музей, в кольцо, шкаф, холодильник, клуб и снова в одинокий московский приют, за окнами которого, кажется, происходит апокалипсис, а Нина каждое утро ловит пульс города по шуму проспекта под окнами. Талантливая хореография Дины Хусейн убедительно передает ощущения столичного жителя с миссией, когда одновременно ты «один в поле воин» и часть нервного клубка, почти как в «Экстазе» танцоров Гаспара Ноэ.

Органично с движением, ритмично работает и текст повести, он звучит с легкой местами бравой иронией под сопровождение светлых и воодушевляющих песен о Москве, что еще больше усиливает диссонанс от шокирующих событий. Думающему, рефлексирующему человеку невозможно смотреть спектакль, не проводя аналогии с нашими реалиями. И вот уже сцена потери красоты рисует в нашем воображении людей с ампутированными конечностями, количество которых все растет в военное время. Страх потери родного языка, непрозрачно намекает на ситуации, в которых подобное может произойти. Беспорядочные, отчаянные сексуальные связи, будто в последний раз. Плачущие родители, в поисках детей, опустевший город, словно в ожидании атаки, горожане, уехавшие. Вернутся ли? Но мы, как и Нина, убаюкиваем себя надеждой, что все вернется на круги своя. Под аккомпанемент работающей уборочной техники, Нина так и будет завороженно крутить педали велосипеда по Садовому до конца московских времен…