Коллекционное пространство как живое художественное поле
Современные выставочные практики все чаще исследуют вторую жизнь произведений искусства — ту, что начинается после их создания, когда произведение переходит в частное собрание и становится частью чужого, но не чуждого художественного контекста. Однако редко этот процесс осмысляется в экспозиционных решениях так тонко и парадоксально, как в проекте «Порывы и дуновения» под кураторством Ивана Новикова (по совместительству одного из художников галереи), приуроченном к 20-летию галереи Pop/off/art.
Текст: Анна Айвазян
Иван Новиков, «Против зерна №1», 2020. Коллекция семьи Масловых
Выставка Pop/off/art, казалось бы, должна была стать ретроспективным жестом, попыткой зафиксировать двадцатилетнюю историю галереи через произведения, обретшие новых владельцев. Однако при внимательном рассмотрении эффект оказался гораздо более самовольным, живым и чувственным. Этот проект не просто отразил художественные процессы, но неожиданно продемонстрировал интимное измерение коллекционирования, предложив зрителю возможность заглянуть в частные миры, сформированные искусством.
От коллекции к художественной интимности
Каждое частное собрание — это не только набор объектов, но и система смыслов, вкусовых интенций и жизненных выборов. В отличие от музейной экспозиции, где работа существует в строгом научном или историческом контексте, частная коллекция сохраняет произведение в эмоциональной среде владельца. Здесь искусство живет в личном ритме, вплетаясь в повседневность, иногда оказываясь центром внимания, а иногда — молчаливым свидетелем жизни.
Ольга и Олег Татаринцевы, «Думаю: прочь», 2021. Коллекция Дениса Химиляйне
На выставке мы сталкиваемся с редким феноменом: произведения, временно вернувшиеся в публичное пространство, уже не те же самые, что прежде. Они несут на себе невидимые следы проживания в частных интерьерах, отпечаток чужого, но такого близкого художественного опыта.
Этот эффект можно назвать «коллекционной прозрачностью» — особой формой художественной ауратизации (вспоминая концепцию Вальтера Беньямина), когда произведение приобретает новый, нечитаемый, но ощутимый слой присутствия.
Вальтер Беньямин говорит о потере ауры в результате массового производства и репродукции, однако, если рассматривать этот термин шире, аура — это нечто, что формируется вокруг произведения в процессе его существования, в том числе через его личную историю. На выставке «Порывы и дуновения» мы сталкиваемся с особым случаем ауратизации: искусство не утрачивает свою ауру, но приобретает новый, наслоенный опыт, связанный с пребыванием в частных коллекциях. Это похоже на феномен «наслаивания памяти», когда произведение обретает не только художественную, но и биографическую глубину.
Здесь можно также обратиться к Ульриху Гумбрехту и его «Производству присутствия». Присутствие (presence) по Гумбрехту — переживается здесь и сейчас, как нечто материальное, телесное, без необходимости его объяснять.
На выставке мы наблюдаем именно этот тип восприятия: произведения искусства воспринимаются не только как носители идей, но и как свидетели времени, пространств и личных выборов. Это физически переживаемое присутствие, особенно за счет того, что они побывали в частных домах, кабинетах, интерьерах, жили своей невидимой зрителю жизнью.
Мы как зрители невольно становимся участниками чужого художественного выбора, заглядываем в личные художественные истории, но при этом не видим самих коллекционеров — только их след, их жест, их предпочтение.
Выставка «Порывы и дуновения», ЦСИ Винзавод, «Цех красного»
Эстетика невольного вуайеризма
Возникает вопрос: осознан ли этот эффект куратором? Может быть да, может быть нет. Но именно в этой непреднамеренности, в этом полуоткрытом доступе к чужим художественным мирам и заключается уникальное переживание выставки. Искусство в данном случае оказывается не просто объектом созерцания, но и проводником в частную эмоциональную историю другого человека — человека, который не является ни художником, ни куратором, но который сделал выбор жить с искусством.
Этот неожиданный эффект выставки доказывает, что искусство — не статичный объект, а живая субстанция, существующая не только в творческом жесте художника, но и в акте выбора коллекционера. И именно это делает проект «Порывы и Дуновенья» особенным — он демонстрирует, что коллекция — это не финальная точка существования произведения, а еще один этап его жизни.
В итоге, выставка, задуманная как фиксация двадцатилетней истории, превращается в пространство художественной памяти и прозрачного присутствия. Она не только рассказывает о галерее и ее художниках, но и предлагает зрителю испытать ощущение соучастия в чужом художественном выборе, проникнуть в эстетику коллекционной прозрачности.
Такой эффект говорит о главном: искусство не только создается, но и живет — в мастерских, в выставочных залах, в частных интерьерах и в том незримом поле смыслов, которое оно порождает при каждом своем возвращении к зрителю.
Михаил Левиус, «Back to school», 2022. Коллекция Сергея Александрова
Коллекционирование как форма кураторства
Если говорить о мировой художественной практике, можно выделить следующие выставки со схожей кураторской идеей:
1. The Collector’s Eye – Saatchi Gallery, Лондон
Концепция: Чарльз Саатчи представил проданные им работы, чтобы продемонстрировать изменения своих вкусовых предпочтений и их влияние на рынок.
Ключевой аспект: Подчеркнута динамика коллекционирования — что остается, что уходит, какие тренды меняются.
2. Private Lives – MoMA, Нью-Йорк
Концепция: Исследование того, как произведения искусства живут в интерьерах частных коллекций.
Ключевой аспект: Подчеркивание интимного измерения искусства — влияние на повседневность владельца.
3. 100 Years of Collecting – Centre Pompidou, Париж
Концепция: Отражение эволюции художественного вкуса коллекционеров за 100 лет.
Ключевой аспект: Коллекции как исторические документы, фиксирующие предпочтения эпох.
4. Collector’s Choice – Kunsthalle Basel
Концепция: Коллекционеры сами отбирали произведения и объясняли, почему они их приобрели.
Ключевой аспект: Прямая включенность коллекционеров в кураторский процесс.
5. The Art of Giving – Tate Modern
Концепция: Работы, переданные из частных коллекций в музеи, показаны в контексте их роли в музейных собраниях.
Ключевой аспект: Коллекционер как фигурирующий посредник между искусством и институцией.
Проект Pop/off/art встраивается в эту практику, но при этом остается уникальным: так, в отличие от проекта Саатчи, где акцент сделан на изменчивости взгляда коллекционера, в Pop/off/art важно не изменение, а наслаивание частной истории на произведение. При этом, работы не фиксируются в коллекциях, как в Private Lives, а возвращаются в публичное пространство, оставляя на себе “след” личного проживания. Здесь нет музеографического подхода, как в проекте Pompidou, но присутствует эффект документальности — через личные выборы частных коллекционеров.
В итоге, Pop/off/art в своем проекте фокусируется скорее не на коллекционере как исторической фигуре, а на самой художественной ауре, возникающей при переходе произведений в частные руки и их возвращении в публичное пространство, и именно за счет этого эффекта приоткрывает интимную сторону коллекционирования.
Групповая выставка «Порывы и дуновения» проходит в «Цехе красного» ЦСИ Винзавод до 23 марта 2025.
Выставка «Порывы и дуновения», ЦСИ Винзавод, «Цех красного»
