Космическая «цифра»
«Цифра» открывает перед музеями новые горизонты. Можно сохранить в 3D-копиях антикварную мебель. Такой проект недавно был реализован IPQuorum совместно с музеем-заповедником «Усадьба “Мураново”», Российским государственным художественно-промышленным университетом имени С.Г. Строганова при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. А можно «оцифровать» всю историю космонавтики. О том, как это получилось IPQuorum расспросил директора легендарного музея им. К.Э. Циолковского в Калуге Наталью Абакумову.
Текст: Виктория Пешкова
Фотографии предоставлены пресс-службой музея
- Наталья Алексеевна, первым музеем космической эры можно считать дом-музей Циолковского?
- Безусловно. Константин Эдуардович прожил в Калуге почти тридцать лет, до самой смерти. В маленьком домике на окраине города он написал большинство работ по воздухоплаванию, авиации, космонавтике и многим другим проблемам. Именно Циолковский предсказал, что «человечество не останется вечно за Земле», подведя под мечту о звездах научную базу. Так что у Калуги есть полное право именоваться колыбелью космонавтики. В сентябре 1935 года ученого не стало, а уже через год в доме, где он жил и творил, был открыт мемориальный музей. Когда началась война, наиболее ценные экспонаты удалось эвакуировать, но во время оккупации в доме стояли гитлеровцы и многие мемориальные предметы, включая книги и фотографии, был уничтожены. К ремонту здания и восстановлению экспозиции приступили, как только город был освобожден от фашистов. Сегодня этот дом, как и музей-квартира Циолковского в Боровске, открывшийся в 1997 году, входят в состав нашего музея.
- Мемориальный музей – это, скорее, про образ жизни. Чтобы представить научное наследие необходимо пространство совсем иного масштаба.
- Именно об этом и мечтал Сергей Королев. В 1957 году к столетию Циолковского по инициативе Сергея Павловича в доме-музее появилась новая экспозиция, рассказывающая о том, как идеи выдающегося ученого претворяются в жизнь. Но, конечно, скромное пространство дома не могло вместить всего. Тогда и появилась идея создать музей, посвященный уникальной личности и научному наследию Константина Эдуардовича. В 1961 году был объявлен всесоюзный конкурс на проект здания. Лучшей был признано решение, разработанное группой архитекторов под руководством Бориса Григорьевича Бархина. Летом того же года в Калуге побывал Юрий Гагарин. Посетив дом-музей Циолковского, он написал в книге отзывов как счастлив тем, что первым осуществил его мечту о космических полетах. Юрий Алексеевич заложил первый камень в фундамент будущего музея.
- Место для строительства было выбрано не случайно?
- Конечно, нет. От могилы Константина Эдуардовича на створе центральных аллей Загородного сада до музея всего пара сотен метров. Незадолго до открытия концепция изменилась – решено было отразить всю историю космонавтики и присвоить музею имя Циолковского. Первые экспонаты, в том числе технологический дубликат первого искусственного спутника Земли, поступили благодаря Сергею Павловичу Королеву. По сути, возглавляемое им ОКБ-1 (Особое конструкторское бюро – ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия», носящая его имя) взяло на себя шефство и над строительством, и над формированием собрания. В дальнейшем космические и оборонные предприятия, видные специалисты, космонавты и просто люди, увлеченные отечественной историей, передавали нам ценные экспонаты, в том числе вещественные реликвии.
- Космонавтика – отрасль стремительная. Когда стало ясно, что музею необходимо новое здание?
- Можно сказать, что практически сразу же. Музей, первый в мире(!), открылся 3 октября 1967 года и включал себя не только самую современную по тем временам экспозицию с уникальными космическими аппаратами, бесценными реликвиями и документами, но и Планетарий. Очень быстро выяснилось, что для динамичного развития в историческом здании не хватает ни экспозиционно-выставочных, ни вспомогательных площадей. Вопрос о строительстве так называемой Второй очереди неоднократно поднимался на самых высоких уровнях, но решен он был только к 2013 году, а первые посетители увидели новую экспозицию в апреле 2021 года. Сегодня в состав музея, помимо дома и квартиры Циолковского входят Дом-музей выдающегося биофизика, основоположника гелиобиологии Александра Чижевского и мемориальный музей «отца русской авиации» профессора Николая Жуковского в Москве. В настоящее время головной музей хранит около 55 тысяч музейных предметов основного фонда и порядка 25 тысяч – научно-вспомогательного.
- К концу 2025 года планируется завершить формирование Государственного каталога музейного фонда России. Как эта задача решается в вашем музее?
- В 2023 году мы полностью завершили передачу в Госкаталог сведений о предметах, поступивших в собрание до 1 января 2017 года. Дело в том, что музей работает с учетными базами данных с 1992 года, и в автоматизированную музейную систему, осуществляющую учетно-хранительские функции, были внесены сведения о всех музейных предметах основного фонда. И до 2017 года, то есть до принятия изменений в Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде и музейных коллекциях», в Госкаталог уже была «выгружена» информация примерно о 20 тысячах музейных предметов из 50 тысяч единиц основного фонда. К сожалению, до 2017 года сведения о предметах выгружались без изображений, поскольку в первых версиях системы предоставление цифровой копии предмета было не обязательным, да и каталог настроен был на выполнение преимущественно учетных функций. Сейчас ситуация изменилась – значительно расширился перечень реквизитов обязательных для заполнения и рекомендуемых полей описания музейного предмета. Необходимым условием передачи стали не только учетные данные, но и информация научного характера, раскрывающая смысл существования музейного предмета в собрании. Обязательными стали место и время создания, материалы, категория ценности, дополнительно – легенда предмета и другие параметры.
- Какие возможности открывает Госкаталог для музейной работы?
- Такая формализованная обязательность сведений, передаваемым в Госкаталог, очень полезна. Хранители проверяли не только соответствие записей в учетной документации и в автоматизированной музейной системе, но и структурировали данные, дополняли внутренний каталог недостающими историческими сведениями, раскрывающими потенциал предмета. Музей по-прежнему работает с центральным электронным каталогом, дополняя его изображениями и легендами предметов. Созданием электронных изображений (фотографирование, сканирование) занимаются сотрудники, специализирующиеся на работе с цифровыми копиями, что существенное повышает качество выполняемой работы.
Госкаталог выполняет теперь функции не только правовой защиты и государственного контроля за Музейным фондом, портал становится насыщенным источником информации, интересной как профессиональным исследователям, так и обычным пользователям.
- Вы ощущаете востребованность Госкаталога за пределами музейного сообщества?
- Мы сразу это почувствовали. У огромного количества людей появилась возможность увидеть музейные предметы, размещенные не только в экспозиции, а это 5-6% от общего собрания, но и находящиеся в фондах. Увеличилось количество обращений исследователей, издательских организаций, СМИ с просьбами о предоставлении дополнительной исторической информации о предметах, самостоятельном научном изучения, публикации изображений и т.д.
Музей очень заинтересован в таком взаимодействии. Оно позволяет оценить правильность комплектования, заставляет качественно атрибутировать предметы и оперативно вводить их в научный оборот.
- Трудно поверить, что в таком огромном экспозиционном пространстве представлена столь малая часть собрания. Как родилась идея вписать новое здание в склон холма?
- При проектирования нового музейного комплекса доминантой общего композиционного решения должно было остаться историческое здание, облик которого с параболической оболочкой Планетария, известен всему миру. Проектировщики должны были учесть все особенности уже сложившегося архитектурного ансамбля, включая ландшафтно-рекреационную зону парка с могилой-обелиском Циолковского и склона с видом на Яченское водохранилище. Не будем забывать и про ракету-носитель «Восток», установленную в 1973 году на площади перед музеем. Это не муляж, а подлинный трехступенчатый ракетно-космический комплекс – дублер того, что вывел на орбиту корабль Юрия Гагарина. Перед архитекторами и инженерами стояла очень непростая задача, оптимальным решением которой и стало «погружение» новой части музейного комплекса в склон.
- Как распределилось собрание после запуска «Второй очереди»?
- До модернизации музея экспозиция в историческом здании была крайне перегружена – это скорее было открытым хранением фондов. Сегодня музейное собрание разделилось. В историческом здании два больших зала: зал научной биографии К.Э. Циолковского и зал «Мы первые в космосе», посвященный первому десятилетию освоения космического пространства. Здесь экспонируются предметы, связанные с этим выдающимся периодом в отечественной истории. Уникальность этой экспозиции состоит в том, что большинство экспонатов как раз и поступало в наше собрание именно в те годы – к открытию музея и первые несколько лет его существования. В здании «Второй очереди» размещены экспонаты, демонстрирующие различные направления развития космонавтики в последующие периоды. Речь об исследованиях Луны и планет Солнечной системы, пилотируемой космонавтике, космической биологии и медицине и так далее.
- Как появился в новой экспозиции фантастический медиаэкран длиной почти в 100 метров?
- Чуть меньше – 80. Трехуровневая архитектура выставочного пространства протяженностью 140 метров с огромным витражом требовала оригинального современного решения. Было предложено устроить мультимедийную инсталляцию «Медиафасад» – светодиодный экран длиной 80 м со специально разработанным контентом «Космонавтика вчера, сегодня, завтра». Всю космическую эру можно охватить за двенадцать минут. Это ни в коей мере не впечатляющий «аттракцион», не просто яркий видеоряд, но история освоения космического пространства через призму идей Циолковского, наполненная глубинными философскими смыслами. Она является своего рода «замковым камнем» – объединяющим, структурирующим элементом всей экспозиции и музейного пространства в целом.
- Музей технического профиля дает широкий простор для использования информационных инноваций. Чем еще вы можете удивить посетителей?
- Помимо традиционных музейных подходов к организации экспозиции, целый ряд разделов привлекает новые возможности и технологии к освещению материала. Основной принцип мультимедийной интерактивной части экспозиционного пространства заключается в предоставлении посетителям возможности участвовать в получении информации, взаимодействуя со средствами отображения мультимедийных данных через игры, интерактивную инфографику и тому подобное. Мультимедийные установки «Человек в открытом космосе», «Запуск ракеты», «Стыковка» используют технологии жестового управления и неизменно привлекают посетителей, причем разных возрастов. Очень популярен мультимедийный комплекс «Интерактивная планета» погружающий в захватывающий процесс исследования планет Солнечной системы и их спутников. Базирующийся на современных компьютерных технологиях модуль со сферическим проекционным экраном и системой объемного звука воспроизводит информационно-познавательные программы, посвященные планетам Солнечной системы. Большой интерес вызывает научно-приключенческий комплекс с 5D-кабинами, позволяющий стать участником космической экспедиции в режиме дополненной реальности – пилотировать межпланетный корабль, стрелять по метеоритам, осуществлять стыковку со станцией. Есть у нас и Образовательный центр – современное модульное пространство со специализированным аппаратным и программным обеспечением. Здесь проводятся мастер-классы, интерактивные уроки и развивающие занятия. О каждом хочется рассказать поподробнее, но, пожалуй, стоит остановиться и не спорить с народной мудростью – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…