Крокодил и немного истории

В Петербурге, в Центре искусства и музыки библиотеки им. В. В. Маяковского на Невском проспекте проходит выставка Георгия Литичевского «Opus Comicum».
Известный российско-немецкий художник, критик, историк и теоретик современного искусства, член редакционного совета журнала «Художественный журнал», Георгий Литичевский представил в Петербурге не только выставку Opus Comicum, но и книгу комиксов под таким же названием. Литичевский – участник многочисленных выставок в России и за рубежом, его работы есть в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Центра Жоржа Помпиду в Париже, Музея современного искусства KIASMA в Хельсинки, а также в частных коллекциях России, Бельгии, Швейцарии, Италии, Франции, Германии, Великобритании, США.
На выставке в Центре искусства и музыки библиотеки им. В. В. Маяковского Георгий Литичевский представил комиксы, созданные специально для Opus Comicum, и специально для Дома Голландской реформаторской церкви, в которой располагается Центр. Потому что часть сюжета основного комикса, написанного на десятиметровом полотне, происходит именно в подвалах этого здания.
Сколько Литичевский помнит себя, он всегда рисовал комиксы. Рисовать начал еще в глубоком детстве под влиянием телевидения, которое как раз тогда получило широкой распространение среди советских граждан. Телевизионных каналов в телевизоре было всего два, мультики показывали редко, Георгию этого не хватало, и после их просмотра он хватал карандаш и рисовал какие-то истории для себя. Писать он тогда еще не научился, и приходилось самому разговаривать на персонажей рисованных историй. Лет в 10 он увидел в журнале «Наука и жизнь» статью про комиксы, и понял, чем же он занимался.


В школе он разрисовывал все тетради, парты, все, до чего дотягивалась его рука с шариковой ручкой, за что школьника Жору постоянно заставляли мыть парты и столы. В старших классах он издавал рисованную иллюстрированную газету, в которой выражал настроения, переполнявшие 15-летнего подростка. Газета пользовалась успехом, но иногда вызывала возмущение одноклассников: ведь это он про них рассказывал в своих рисованных историях, не злоупотребляя правдивостью повествования и соответствия реальным фактам. Впрочем, били Жору редко – он был крупным и рослым мальчиком, что спасало его от расправы одноклассников.
После школы Георгий Литичевский поступил в Московский университет на исторический факультет, я по образованию историк. Хотелось получить какое-то художественное образование, но я боялся, что меня не примут, а высшее образование получить хотелось. В университете ему попались на глаза европейские журналы с комиксами, особенное впечатление на юное дарование произвел французский журнал Харакири: он привел Георгия в полный восторг, потому что соответствовал его темпераменту, настроению и пониманию смысла искусства комиксов. А лекции по истории, на которые студент Литичевский ходил даже с удовольствием (аудитории были большие, преподаватель не обращал внимания на прилежного студента, склонившегося над тетрадкой), давали будущему художнику простор для полета творческой фантазии и сюжеты для рисованных историй.
-Я и сейчас не слишком далеко от этого ушел, - признается Георгий Литичевский. – Я как рисовал свои псевдоисторические комиксы, так и сейчас в моих рисунках можно найти отголоски истории.


Для выставки в Петербурге, городе историческом, Литичевский написал свою альтернативную рисованную историю про то, как встретились однажды граф Калиостро и барон Мюнхгаузен, который долгие годы служил здесь и сделал карьеру при дворе. Мюнхгаузен, который уже устал от войны, и должен был ехать домой в Германию, решил, что жить там слишком скучна, и лучше остаться в России, в Петербурге. Он спрятался в подвалах Голландской реформаторской церкви и занимался там алхимией и историей. К нему пришел попрощаться Калиостро, которого выгнали из Петербурга. Калиостро  жалуется на непонимание – он предложил разводить в Неве крокодилов (как в Ниле, который именно поэтому считается царем рек), а его не поняли и изгнали. Но в Неве для крокодилов холодно, и надо было бы их скрестить с волками. Мюнхгаузен сказал, что идея графа не так уже нелепа, и предложил Калиостро – пусть он посоветует императрице Елизавете скрестить крокодилов со всеми традиционными русскими животными – с зайцем, медведем. Чтобы получился медведил, крокозаяц. За это императрица могла бы наградить его алмазной табакеркой.
А еще Мюнхгаузен рассказал Калиостро про свою находку: он обнаружил в подвала Голландской церкви настенные росписи и рисунки древних людей, живших здесь в эпоху до неолита. Они тоже изображали таких необычных животных, похожих на помесь крокодила и медведя. Калиостро усомнился – не сами вы, барон, все нарисовали? Граф и барон начали беседу об искусстве и о комиксах как о предтечи всех изобразительных искусств. Но тут случилось страшное – началось наводнение. Граф и барон спаслись, а вот настенную подвальную роспись нам, жителям сегодняшнего времени, удалось увидеть только благодаря комиксу Георгия Литичевского (главным рисованным героем которого, как ни странно, был все-таки крокодил, а не барон или граф). Кстати, как уверяет посетителей выставки художник, в кабинете Калиостро у него на вилле в Италии стояло чучело крокодила! Так что все сходится. А для пущей достоверности, посреди зала тоже поставлено чучело крокодила – в последний день выставки, 10 мая, будет произведено анатомическое вскрытие крокодила, на которое приглашаются все желающие.
История про графа, барона, крокодила и настенную роспись представлена на десятиметровом полотне. Оно обрамлено двумя вертикальными картинами: две девушками из журнала, с которым Литичевский много лет сотрудничает – «Художественный журнал». В нем эти две нарисованные им барышни последние почти 20 лет комментируют события в мире современного искусства. А чтобы стены в выставочном зале не выглядели пустыми, художник добавил комиксы из других изданий: три страницы комикса для журнала Птюч, и впечатления от поездок в Рим – «Римские каракули» как пародия на «Римские каникулы».
Кроме выставки Георгий Литичевский представил в Петербурге книгу «Opus Comicum», составленную из работ последних лет.

Текст и фото: Наталья Шкуренок