Ксения Кулясова: Биеннале "мечты".
В столице проходит IV Московское международное биеннале молодого искусства.
Музей Москвы открыл свои двери для основного проекта биеннале, тему которого "Время мечтать" обозначил главный куратор проекта Дэвид Эллиотт. Молодому поколению (до 35 лет) свойственно идеализировать реальность и мечтать об утопии. Биеннале – это выставка грез, где каждая работа преследует одновременно несколько целей: стремиться "открыть глаза»" на современную действительность и ищет пути усовершенствования реальности. Мир – это калейдоскоп желаний, которые наивная молодежь воспринимает взаправду. Дэвид Эллиотт поставил перед собой несколько задач: однако основной является отнюдь не поиск новых талантов, главная задача – скомпоновать мечты молодого поколения и объединить их одной идеей.
Эрик Парнс. "Помечтай немного". На фарси. 2014. Световая инсталляция
Тема "Время мечтать" - это многозначительная отсылка к известной речи "У меня есть мечта" выдающегося лидера за гражданские права чернокожих в США Мартина Лютера Кинга. Смелость, целеустремленность и желание изменить мир – основополагающие постулаты, как идей Кинга, так и биеннале. Из 3000 тыс. художников, которые присылали свои работы, главный куратор Дэвид Эллиотт отобрал всего 83 автора. Их произведения соответствовали выбранной теме "Время мечтать" и вместе составили концепцию выставки. Переходя от одной экспозиции к другой, появляется ощущение последовательного движения по прямой "мечтаний" художников. Одной из первых работ является видео инсталляция "Конец индустриальной эпохи" самарского художника Владимира Логутова. Визитная карточка его творчества – это статичное видео с неожиданно появляющимися объектами, которые отображают идейный смысл всего сюжета. Название работы Логутова, представленной на биеннале, говорит само за себя: индустриальная эпоха изжила себя, на смену ей должно прийти что-то новое, но, видимо, "новое" затерялось на территории старых зданий заводов (на видео видны лишь очертания серых руин, на месте которых давно бы уже стоило простроить жилые комплексы). За видами полуразрушенных заводов следуют современные российские реалии Павла Отдельнова из серии "Внутреннее Дегунино". Первая из них – районный пейзаж Москвы, где за десятилетия выросли разноцветные торговые центры, вокруг которых гнездятся сталинки и хрущевки. Вторая работа, портреты людей в общественном транспорте, - это разоблачение современников, "одиночество в сети" которых бросается в глаза.
Павел Отдельнов. "Внутреннее Дегунино", 2013. Живописная серия
Двигаясь дальше по тернистому пути "мечтаний" художников, натыкаешься на "Пустой дом" Владимира Чернышева и Артема Филатова. Их работа отражает упадок традиционной культуры глубинки, где на месте старых деревянных построек вырастают многоэтажки. Авторы собирали материалы для инсталляции в деревнях, каждая доска дома – отсылка к "заброшенному" прошлому. Между прошлым и будущем ютится скромное настоящее, которое представлено в работе "Загрузка" из серии "Индивидуальная мифология" венгерской художницы Вероники Якатич-Сабо. Магический реализм, лирика и символы превалируют над объективной реальностью. Картина – это задумчивая тень человека на сером фоне, рядом с которым нарисован значок загрузки "loading". Кто это? О чем он думает? О чем мечтает? На эти вопросы нужно искать ответ в индивидуальной мифологии каждого из нас. Выставка молодого искусства открывает глаза на современную действительность и пытается подтолкнуть посетителя мечтать сделать мир лучше.
На заднем плане: Владимир Чернышев, Артем Филатов, "Пустой дом", 2014; инсталляция. На переднем плане: Гульнур Мукажанова, "Трансформация традиционных ценностей в эпоху глобализации", 2013; инсталляция
IV Московская международная биеннале молодого искусства, помимо основного проекта, включает еще и специальный, а также в нее входит ряд программ: специальная, параллельная и образовательная. Каждая из составляющих проекта имеет свое выставочное пространство, биеннале охватывает практически все музеи современного искусства.
Автор статьи: Ксения КулясоваФотограф: Владислав Шатило