Ксения Кулясова: Метаморфоза пространства

В рамках IV Московского международного биеннале молодого искусства на Винзаводе проходит выставка "Одно место рядом с другим" из цикла "Фокус на реальность".

Металлическая винтовая лестница – проход в большое винохранилище, в десяти залах которого располагается выставка. Она проводит вертикальную прямую, обрубающую связь посетителя с обыденным миром: мобильный телефон не ловит, да и люди встречаются довольно редко, огромные залы прячут их в темноте своего пространства. Посетитель остается один на один с "фокусом на реальность". Молодые художники интерпретировали объективность в попытке воссоздать собственную действительность. Каждый из залов – это предисловие к следующему, которые в свою очередь являются субъективными метафорами художников.

Кристиан Мегерт, "лайтбоксы, триптих"

Концептуальные линии выставки развиваются в геометрической смысловой прогрессии. Общество зажали в тисках технологии, от которых оно убегает в объятия необузданной природы; каждую минуту общество ощущает, как власть дышит ему в затылок, в то время как воздух пахнет анархией. Четыре составляющие современной реальности ютятся в мрачном пространстве большого винохранилища - от одного убегаешь, другое тебя ловит. Выставочные залы прочертили пунктирные линии, которые невидимой нитью соединяют идейные параллели экспозиции: природа, технологии, власть и анархия.

Считается, что мир полон контрастов – залы выставки "Одно место рядом с другим" не исключение. Начало экспозиции, графическая серия работ "Гербарий" Ильи Долгова, - это низкий поклон природе (а если смотреть глубже – миру), отношения с которой у человечества довольно неоднозначны. По соседству, на противоположной стене, висит работа Натальи Зинцовой "Поля" - это серия шахматных досок, чьи черно-белые клетки полей утратили свою изначальную целостность. Клише разрушено, но наше подсознание самостоятельно пытается достроить утраченные стандарты, которые представлены в виде череды черного и белого на шахматной доске. Какой бы не была цикличная система с виду, она остается нетронутой в нашем воображении.

Наталья Зинцова "Поля"

"Одно место рядом с другим" - это не выставка абстрагированных объектов и даже не фокус на определенное пространство, это акцент на взаимоотношения отдельных мест друг с другом. Экспозиция – это мимикрия идейных залов между собой, а работы художников – это немой диалог, который имеет форму концептуализма.

Переход между залами – это нырок в глубины реальности. Из-за одного такого нырка, посетитель может и захлебнуться в неожиданном страхе: он повернет за угол очередного зала и окажется лицом к лицу с шестнадцатью солдатами ОМОНа Юлиуса фон Бисмарка, чья сила и власть незаметно ходят за обществом по пятам. Соседнее пространство – это экспозиционный манифест возможностям природы ("Точка" Андреаса Грайнера и Мировое понижение уровня воды Феликса Кисслинга), который создает контраст с ОМОНом. Сохраняя идею концептуальных параллелей, художественная группа "ЗИП" создала тотальную инсталляцию "Третья лагуна". В настоящем мире это место на побережье Черного моря, а в метафоричном выставочном пространстве – это территория безграничной свободы, где воздух пропитан запахом древесины, а посетитель предоставлен сам себе (он может покататься на гамаке или забить гвоздь в стены "Третьей лагуны"). Группа "ЗИП" материализовала анархию, подарив ей брусчатые своды и вешалки для белья.

Философической точкой выставки "Одно место рядом с другим" является инсталляция "Эскалация", которая занимает отдельный огромный зал в подвале винохранилища. Посетитель оказывается лицом к лицу с хаосом реальности, который живет в темной комнате, где играет устрашающая музыка страха.

Выставка продлится до 24 августа.

Автор статьи: Ксения Кулясова

"ОМОН" Юлиус фон Бисмарк