Фотографии предоставлены Государственным Центром Современного Искусства (ГЦСИ)
Куда бегут мыши?
21 апреля будут объявлены победители десятого юбилейного всероссийского конкурса в области современного визуального искусства "Инновация", а до этого времени, Арт Узел подготовил серию интервью некоторых номинантов и организаторов легендарного конкурса. Читайте с хештегом #инновация2014.
Творческое объединение "Куда бегут собаки". Екатеренбург. Номинант Инновации 2014 в области "Произведение визуального искусства".
Творческое объединение "Куда бегут собаки", куда входят Владислав Булатов, Наталья Грехова, Алексей Корзухин, Ольга Иноземцева образовано в 2000 году в Екатеринбурге. Художники создают кинетические скульптуры, объекты, инсталляции, видео и акции, которые объединяют спонтанные переживания, мифы, оптические и языковые иллюзии и технические достижения. Эта группа - активный участник различных биеннале и выставок современного искусства в России и за рубежом.
На конкурсе представляют генеративную инсталляцию: мышь, роботизированный лабиринт, камера, проекция "1,4…19" действительно заставляет остановиться и наблюдать.
Творческое объединение "Куда бегут собаки". Проект "1,4…19"
Анастасия Четверикова: Вашего мышонка случаем не Элджерноном зовут? И была ли эта инсталляция сделана по мотивам книги Д. Киза "Цветы для Элджернона"?
Ольга Иноземцева: Нет, это совсем о другом. Сейчас у нас 16 мышей, у них разные имена, но здесь присутствует новый московский отряд мышей, которых мы еще никак не назвали.
А.Ч.: Расскажите об интеграции виртуальных мышей в жизнь реального мышонка.
О.И.: Виртуальные мыши – это нереализованные возможности реальной мыши. В принципе, они обладают всеми возможностями поведения живой мыши: бежать в любую сторону, спать, есть и т.д. Их траектория конструируется в реальном времени. В момент, когда возникает угроза встречи виртуальной мыши нереализованных возможностей и реальной мыши, тогда в лабиринте между ними возникает стенка. Просто можем наблюдать, как нереализованные возможности начинают формировать траекторию живой мыши, как они, в конце концов, ограничивают объем ее жизненного пространства. Как только угроза встречи исчезает, двери открываются, поэтому мыши быстро понимают, что пассивная позиция наиболее выгодна.
Но с другой стороны у мышей в лабиринте нет никакого другого стимула кроме их собственно интереса.
А.Ч.: И даже сыра нет?
О.И.: (Смеется) Мы тоже верили, когда строили лабиринт в сказки про сыр, но оказалось, что ничего такого нет и сыр не работает. По началу, мы пытались их заманивать едой, но быстро поняли, что лучший стимул для мыши – это их собственное любопытство.
Творческое объединение "Куда бегут собаки". Проект "1,4…19"
А.Ч.: Вы выступаете в этом проекте как естественнонаучные исследователи или как художники?
О.И.: Мы выступаем только как художники, и нас интересует только с этих позиций.
А.Ч.: Мышь в лабиринте как аллегория имела для вас значение?
О.И.: К сожалению, никуда не денешься от избитой метафоры про мышь в лабиринте, а мы еще и воплощаем ее физически. Дело в том, что это наиболее точный способ создать пространственный вариант рационального лабиринта, который позволяет отсечь эти не нужные моменты.
А.Ч.: Какие выводы вы сделали из этого эксперимента?
О.И.: Мы не должны делать выводы и такой задачи у нас не стоит. Но наблюдая, мы обнаружили несколько моментов, которые не планировали, например, что существуют две модели поведения: "однонаправленный генератор мыши" и "двунаправленный генератор мыши". Однонаправленный – это когда у мыши существует один коридор, но она в него не идет, а ломится в закрытую дверь, тогда начинают рождаться виртуальные мыши и ее тут же закрывает в этом пространстве. Двунаправленный, когда у нее из перекрестка есть два выхода, но она все равно в них не идет и лезет в закрытую – это еще быстрее начинает создавать виртуальных мышей и ее еще на более долгое время начинает запирать в этом пространстве, так как чем больше она создала фантомов, тем дольше она проводит взаперти.
И из этого мы сделали единственный вывод, что пассивная позиция наиболее выигрышна. Но с другой стороны она сидит в углу и не использует варианты, можно ли считать эту позицию выигрышной?
А еще нас поразила такая вещь, что живая мышь смогла запереть виртуальную мышь на перекрестке. Т.е. она может победить.
Творческое объединение "Куда бегут собаки". Проект "1,4…19"
А.Ч.: Можно ли сделать такой эксперимент на людях?
О.И.: В этой идее нет ничего циничного или крамольного, на людях каждый день проводят множество экспериментов все кому не лень, и в частности этот наш эксперимент. Как раз наоборот, мы надеемся, что наш эксперимент поможет людям взглянуть на возможность выбора и на нереализованные возможности со стороны.
Понаблюдать за мышью и сделать свои выводы можно до 3 мая 2015 в ГЦСИ на Зоологической. А так же смотрите видео на www.youtube.com/watch?v=ySdZGVpaqHE
Автор проекта #инновация 2014, журналист, культуролог Анастасия Четверикова. #Nastya4CHE