«Кураторская кухня»: выставка «Движение в сторону света»

На столе «Кураторской кухни» сегодня критический деликатес из Санкт-Петербурга от Елизаветы Губановой, куратора, искусствоведа Центра Михаила Шемякина, автора телеграм-канала «Маслом вниз»

Текст: Елизавета Губанова
Редактура текста: Катя Финкельштейн

Выставка «Движение в сторону света» - попытка показать зрителю весьма сложное для истории русского искусства время 1920-1930-х годов. В этот период начались активные ограничения творческого самовыражения со стороны государства, и ярко проявившие себя в начале художники-авангардисты либо приноравливаются к новым условиям, либо уходят в подполье.

Выставка «Движение в сторону света» является результатом сотрудничества Воронежского музея им. Крамского и Тульского областного художественного музея. К сожалению, в коллекции Воронежского музея почти нет произведений XX века, и здесь на помощь приходит межмузейное сотрудничество. Это не первый совместный проект Воронежа и Тулы; идея привезти в Воронеж искусство 1930-х годов возникла после успешного проекта «Бубновый валет. Эманации измов», который прошел в 2021 году в рамках Платоновского фестиваля искусств. Всего на выставке 53 работы, самая поздняя из которых датируется 1956-м годом.

Особенность экспозиции, которую выделяют и сами организаторы, заключается в том, что широко известные мастера, такие как Дейнека, Кончаловский, Лебедев, Фальк и другие, выступают на выставке в основном с нетипичными для них произведениями. Нет больших музейных «хитов», никто не выделяется как особенно талантливый или особенно характерный времени. Это создает ощущение равного сосуществования и, пожалуй, даже неопределенности. Между авторами и их идеями, как отмечается в тексте, не было противостояния, для каждого это был собственный путь поиска, познания, а порой, и борьбы. Часто менялся художественный язык даже в рамках творчества одного мастера. Ощущение сложности, противоречивости, кардинальных различий внутри искусства того времени - впечатление, которое пытаются произвести на зрителя авторы выставки.

Кураторский текст не пытается представить 1920-1930-е года как что-то хорошее, логичное, необходимое и неизбежное для русской культуры, однако все равно способствует подталкивает зрителя воспринимать работы не как часть трагической истории, а как независимое творческое самовыражение авторов, в котором есть место свободе и надеждам. Долгое время этот период и его мастера не получали должного внимания и признания, что обуславливает значимость данной выставки для истории искусства. Название «Движение в сторону света» никак не поясняется в кураторском тексте, однако, его история, рассказанная мне научной сотрудницей Воронежского музея, совершенно замечательна и достойна упоминания. По ее словам, название указывает на то, что большинство художников этого непростого времени объединяет интерес к цвету и свету. Как будто стремясь преодолеть мрачность трудных послереволюционных времен и справиться с постепенным насаждением «официального» искусства, мастера стремились к солнцу, к вопросам света, которые ставили еще импрессионисты.

Развеска таких разноплановых работ становится острым вопросом, и организаторы не стали прибегать к какой-то концепции или идее, сконцентрировавшись на формальном взаимодействии картин друг с другом. Работы группируются по внешним признакам – светлые пейзажи, темные натюрморты, портреты, темы, палитра. Если учитывать, что выставка представляет этот период не как процесс, а как общий массив, то такой подход может быть оправдан и приятен зрительскому глазу, хотя повествовательности внутри выставки все равно не хватало. Возможно, посетителю выставки, не знакомому с такими именами, как Древин, Осмеркин, Милашеский и другие, будет сложно осознать их место и вклад в советское искусство.

Выставка «Движение в сторону света» – это интересный проект, который демонстрирует возможности музейного взаимодействия вне центральных гигантов двух столиц. Оставаясь по-музейному академической, она показывает искреннюю увлеченность ее организаторов заявленной темой и поиском новых ракурсов, и это, как мне кажется, в конечном итоге и является залогом ее успеха.

«Кураторская кухня» — это проект, инициированный куратором и арт-критиком Катей Финкельштейн в рамках деятельности независимой самоорганизованной кураторской группы Art Makes Sense: любой желающий может прислать свой лаконичный критический обзор посещенной им выставки, отметив моменты удачные и слабые на взгляд автора стороны проекта.

Каждый обзор проходит редакцию Art Makes Sense и после этого публикуется на портале партнера рубрики и в одноименном телеграмм-канале проекта. Свободный микрофон художественной критики «Кураторская кухня» возник как горизонтальная инициатива, поддерживающая обмен профессиональными критическими мнениями внутри арт-сообщества.