Лицом к природе
Текст: Олег Семёновых, Мария Назарова
Фото: Елена Колосова
21 мая в Челябинске, в зале зале искусств ЮУрГУ (Южно-Уральском государственном университете) в мае открылась выставка живописи, фотографии и графики «Экология & Искусство». Это уже 2-я выставка на тему экологических проблем современности, открытая в этом месте. Первая прошла летом 2018 года. В экспозиции представлены 61 произведение 19 авторов. Ведущие авторы – челябинские художники, графики и фотографы из Челябинска. Кураторами выставки выступают искусствовед А.В. Разуев и фотохудожник С.Ф. Коляскин. 29 июня в рамках выставки состоялось мероприятие "Лицом к лицу". Это была встреча с художниками Альбертом Аминовым, Ольгой Антипиной и Олегом Семёновых. Участники поговорили о современном искусстве, авторских подходах, работах на выставке и, конечно, экологии. Модератором выступил куратор выставки «Экология & Искусство» Анатолий Разуев.
Здесь мы пересказываем слова некоторых художников и куратора о предстваленных на выставке произведениях.
Ольга Антипина: «Я художница с академическим бэкграундом живописца. Для выставки я выбрала нарочито эмоциональный тон работ и пока еще табуированную тему смерти. Я показываю смерть природы через призму классических уральских пейзажей».
Олег Семёновых: «Глядя на работы Ольги Антипиной, могу сказать, что их формат вышел за пределы картин. Фактически они стали объектами, и это сильно перекликается с поисками нового визуального языка для живописи.
Что касается моих работ на выставке, я остановился на теме выбора. Например, «Уехать или остаться?» - это и про эмоциональные переживания, и про логические доводы. Это проблема нашего города и общества в целом – люди постоянно куда-то переезжают, меняют локации, но от глобальных проблем это не спасает.
Сама фраза впервые была использована мной в 2015 году, как заголовок статьи в моём блоге, которая стала резонансной и была перепечатана несколькими деловыми СМИ Челябинска. Статья – о текущем моменте, о «точке невозврата» для жителей, о резком падении спроса на недвижимость и о будущей экологической катастрофе в связи с ожидаемым запуском Томинского ГОК-а в опасной близости к Челябинску».
Анатолий Разуев: «В сюжетах картин О.А. Антипиной экологическая тематика отсутствует. Автор решает выразить свою боль за ухудшение экологической обстановки, погружая зрителей в академические пейзажи окрестностей г. Миньяра. Художница сделала для картин некое подобие рам в форме резных киотов и мемориальных досок с элементами декора русских ставень. Образ дополняют возложенные искусственные цветы. Автор «пытается передать состояние, когда ничего уже нельзя изменить, поправить» и это состояние отражает личностное восприятие реально изменяющегося природного окружения г. Миньяр, как типичного уральского города. Конечно, этот блок работ преувеличенно трагичен, реальная ситуация еще не столь страшна, однако предстоит сделать и изменить многое, чтобы художник не стал пророком.
Работы А.Б. Аминова и О. Семеновых почти невозможно отнести к традиционной живописи. Это актуальное искусство. Однако, именно их условный упрощенный язык, свобода от границ и правил выразительности позволяют формулировать ёмкие и впечатляющие высказывания.
Язык произведений близок языку плаката, образы зачастую вызывающие, протестные, заостренно воздействующие на сознание зрителя. Но, в отличие от плаката, представленные картины лишены однозначного прочтения. В работе О. Семеновых «Welcome to Chelyabinsk!» оптимистичный желтый фон, на котором размещены жилой массив и промышленные предприятия, оборачивается цветом искусственной пустыни, цветом выжженной химикатами земли. Река, протекающая через город, также теряет свой естественный цвет, покрывается пятнами грязи. И довлеющая над городом пригласительная надпись несет в себе энергетику электрического разряда. Можно ли жить в таком городе? В работе «Уехать или остаться?» автор по сути не оставляет зрителю выбора, «уравнений» не получается, ни один расчет не ведет к верному результату. Нужно уезжать. Однако, как высказался один из участников встречи, жители Челябинска пока реально не стоят перед выбором. Город уже давно находится в критическом состоянии. И те, кто выбрал жизнь в нем, знали, на что шли. Томинский ГОК, по сути, явился лишь катализатором начавшейся критики, связанной с экологическим состоянием, а свой «вклад» в экологию города ГОК начнет вносить нескоро, но тогда, вероятно, предложенный выбор станет актуален и городу грозит запустение».