Лондонская школа против абстракции

Текст и фото: Юлия Крышевич

Весеннее обновление наступает вместе с открытием выставочного сезона. Среди мартовских событий арт-жизни в Москве — выставка мастеров Лондонской школы в ГМИИ имени Пушкина. 

Формально говоря, Лондонской школы как бы и не существовало — термин ввёл живописец и график Рон Брукс Китай, организовав в 1976 году экспозицию работ соотечественников, в творчестве тяготеющих к фигуративности, вопреки популярному в то время абстракционизму.

В проекте «Человеческая глина» приняли участие Френсис Бэкон, Люсьен Фрейд, Леон Коссоф, Франк Ауэрбах, Майкл Эндрюс и сам Р.Б. Китай — 23 года спустя ГМИИ им. Пушкина в сотрудничестве с Tate London предлагает московскому зрителю увидеть шедевры художников-фигуративистов своими глазами. 

«Выходцы» из Лондонской школы концентрировали своё внимание на чувственном и осязаемом, посвящая свои полотна, в первую очередь, телу и материи. Приверженцев фигуративизма нельзя обвинить в бездушии — работы художников крайне эмоциональны, зато можно с уверенностью сказать, что они хотели быть понятными зрителю — в отличие от тех же абстракционистов. 

Имеющие схожие мотивы и цели, но разные манеры исполнения, живописцы Лондонской школы ловко изображают суть происходящего. Для Люсьена Фрейда человек — отдельная планета, загадки которой идеально запечатлены в выражении глаз, напряжении мышц, оттенках неповторимой телесности. Френсис Бэкон выносит эмоции личности за пределы ее корпуса, таким образом трансформируя тело до неузнаваемости. Леон Коссоф и Франк Ауэрбах идут ещё дальше в этом направлении, балансируя между экспрессией мазков и сосредоточенностью на объекте изображения. Художники словно говорят зрителю: «Несмотря на все кошмары 20 века, нам по-прежнему интересен человек — такой, какой он есть на самом деле».

Кроме перечисленных мастеров на выставке также представлены картины Юэна Аглоу, Дэвида Бомберга, Уильяма Колдстрима и Паулы Регу — художников, чьё творчество близко к направлению Лондонской школы, по мнению экспертов ГМИИ. Более 80 фигуративных работ из собрания Тэйт можно увидеть в Пушкинском музее до 19 мая.