Магия Мецнер в Москве
6 июня в Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка Шейлы Мецнер, выдающегося американского фотографа. За свою долгую карьеру у нее собралось внушительное портфолио: от портретов знаменитостей, среди которых Ума Турман, Дэвид Линч, Тильда Суинтон и Ким Бейсингер, и фотографий для модных глянцевых журналов, таких как Vogue, Tatler и Vanity Fair, до натюрмортов и пейзажей. Однако, несмотря на такой разброс жанров, авторский стиль фотографа легко угадать - она находит вдохновение в самой жизни, в окружающих людях, в семье и мимолетных впечатлениях. Ее работы глубоко личные и при этом изящные. «Фотография по сути своей – это своего рода магия…Изображение, пойманное в мои сети, мою темную коробку, живо. Оно вечно, оно бессмертно», - пишет Шейла.
Текст: Юлия Крышевич
Фото предоставлены Центром фотографии имени братьев Люмьер
Впервые я увидела Шейлу Мецнер, не успев перешагнуть порог Люмьеров. Она стояла напротив входа, в темных очках и с бокалом шампанского в руке. Очень элегантная и немного задумчивая — было очевидно, что она хозяйка вечера. О Шейле Мецнер я лично ранее не слышала, хотя творческая биография фотохудожницы говорит сама за себя: Шейла на протяжении полувека снимала для ведущих глянцевых журналов, таких как Vanity Fair и Tatler, она принимала участие в выставке в МоМА в 1978 году и стала первой женщиной-фотографом, приглашенной Vogue к постоянному сотрудничеству. Впрочем, Центр фотографии имени братьев Люмьер любит открывать новые имена российскому зрителю, представляя мир фотографии во всей его многогранности. Звезды голливудского кино в объективе камеры Дугласа Киркланда, раскрепощенно-смущенные снимки Джока Стерджеса, инопланетный образ Дэвида Боуи — стены Люмьеров достойно встречали разные жанры фотографии.
Произведения Шейлы Мецнер, представленные на ретроспективе, говорят, в первую очередь, о том, что фотограф никогда не была заложницей своего амплуа: работая с известными моделями и актерами, снимая для глянцевых изданий, Шейла не переставала учиться у своих коллег и экспериментировать со стилями. Свою творческую карьеру Мецнер начинала с позиции арт-директора в рекламном агентстве Doyle Dane Bernbach, где она сотрудничала с такими мэтрами фотографии как Ричард Аведон и Диана Арбус. В выставке Mirrors and Windows: American Photography Since 1960 в МоМА, для которой Шейла представила черно-белый портрет своей дочери, фотограф приняла участие наряду с Энди Уорхолом, Робертом Мэпплторпом и Уильямом Эгглстоном. Можно сказать, что Шейла Мецнер крала как художник, не боясь поддаться творческому влиянию других мастеров, — так она создала свой аутентичный стиль.
Работы Мецнер честные и прекрасные, будь то портретная фотография, натюрморты или съёмки для модных кампаний брендов. Игра с объёмом и формами, контраст декоративности интерьера и живости человеческих эмоций, мягкий отблеск желатиновой печати — во всем, что делает фотохудожница, чувствуется острая тяга к эстетике. Шейла верит в силу прекрасного: свое выступление на открытии выставки она заканчивает любимой цитатой из произведения Достоевского: "Красота спасет мир". Впрочем, для Мецнер эстетика — это не только приятное глазу изящество, но и предельная полнота смысла. На выставке представлены работы автора периода 70-х – начала двухтысячных годов — Шейла Мецнер творит в духе постмодернизма, со свойственной ему иронией, многомерностью и зыбкостью высказывания. Смотря на ее фотографии, легко испытать ощущение дежавю — мысленно вернуться туда, где никогда не был. Это есть в ускользающей улыбке художницы, в этом вся магия Мецнер.