Маленькие заметки по большим вопросам

18.12.15 - 31.01.16 | галерея МастАрт

Кризис академизма и классических форм изобразительного искусства, начавшийся со второй половины 19 века, порождает интенсивные художественные поиски, ведущие, с одной стороны, к разрушению устоявшихся канонов, а, с другой, к рождению новых форм искусства, среди которых важнейшее место занимает абстракция. Однако, споры относительно того, где проходит красная линия между фигуративным и абстрактным, не теряют своей актуальности и по сей день, и настоящая выставка в галерее MustART посвящена исследованию этих границ в процессе поиска параллелей и соответствий в творческих исканиях одного из главных пионеров раннего абстрактного искусства Василия Кандинского и современных российских художников Владимира Наседкина и Татьяны Баданиной. 

Несмотря на то, что в соответствии с традиционной точкой зрения, началом абстрактного искусства принято считать акварель Василия Кандинского 1910 года, ряд исследователей придерживается мнения о том, что даже в поздний период творчества он никогда не уходит в область чистой абстракции (эксперимента с формой), и даже самые беспредметные композиции раскладываются на узнаваемые фигуративные элементы (например, лодка, радуга, церковь, солнце), либо сами формальные элементы – краски и линии – сводятся к семиотическому знаку (например, красное цветовое пятно становится образом заката). Это говорит о том, что для Кандинского натурный мотив играет чрезвычайно важную роль и ложится в основу всех его живописных композиций. 

В соответствии со схожим принципом работает Владимир Наседкин: «Первоначальный импульс всегда идет от природы. Я не абстракционист и ничего придумывать не могу, и никогда не мог. В основе моих работ лежит наблюдение натуры, которое я фиксирую в альбомчик. А потом, подчас позабыв, что лежало в основе этой рефлексии, выстраиваю свой мир и свое пространство». 

Творчество Татьяны Баданиной окутано ореолом мистического символизма, так близкого и самому Кандинскому. Особая роль отводится художницей белому цвету, который впоследствии трансформируется в свет, рождающий все цвета солнечного спектра. 

Художественный мир всех трёх художников подобен многограннику с бесчисленным множеством вершин, где чисто визуальные качества живописи отвергают свою монополию и начинают вступать в глубокий резонанс с философией, религией, поэзией и музыкой, а следование за природой и видимой реальностью, переосмысленной сквозь призму личного мировосприятия, дает мощный импульс для творческого акта создания нового времени и пространства посредством формы художественного выражения.

Даты: 18.12.15 - 31.01.16

Адрес: галерея МастАрт