MASBEDO: "Вдохновение живет между неврозом и любопытством"
Над интервью работали Юлия Крышевич и Анна Киященко
Фото предоставлены МАММ
До 18 ноября в МАММ открыта выставка "Искусство памяти" арт-дуэта MASBEDO. Центральной темой является мир во всем его многообразии и необходимость его сохранения. Творчество как пульсация / бурление / выражение противопоставляется времени / неумолимости / завершению. Работы, вошедшие в экспозицию, представляют собой визуальные и ментальные отсылки, обретшие физическую форму — некий гибрид из подсказок, перформансов, инсталляций, видео.
MASBEDO — дуэт художников Николо Массацци и Якопо Бедоньи, возникший в 1999 году и работающий в области видеоарта. В своем творчестве художники затрагивают множество актуальных тем и вопросов: каковы взаимоотношения современных художников с искусством прошлого? Может ли история искусства являться источником вдохновения для молодого поколения? Существует ли в современном обществе дефицит коммуникации и можно ли его восполнить? Видеоработы MASBEDO представляют собой органичный сплав театра, кино, перформанса и архитектуры.
Николо Массацци и Якопо Бедоньи
Юлия Крышевич: Николо и Якопо, «Искусство памяти» – первый проект, который вы показываете в России. Как родилась эта идея?
Николо: Идея принадлежит Ольге Свибловой и Ольге Страда – мы пересеклись на двенадцатой биеннале Манифеста, которая проходит сейчас в Палермо, и обсудили концепцию проекта.
Якопо: Этот проект также своего рода эксперимент: нам с Николо интересен потенциал России в области современного искусства. Думаю, с помощью этой выставки мы сможем понять перспективы будущего развития и сотрудничества. Почему именно Россия? Ну, мне всегда нравился Гагарин, я даже ношу значок, на котором он изображен (смеется и показывает на пиджак).
Ю.К.: В этом году на «Манифесте» вы показали свою работу Videomobile. Как вы считаете, дебют удался?
Николо: Мы были в Палермо семь месяцев – нам предстояла долгая и кропотливая работа, результат которой мы оцениваем на «отлично». Это был своеобразный поиск-исследование: мы работали с экспериментальным кино, изучали процессы, протекающие в сицилийском обществе. Плод наших стараний – работа Videomobile, созданная на стыке кино и перформанса.
Ю.К.: Представьте, что «Манифеста» в этом году проходила бы в другом городе. Как думаете, вам было бы сложней донести до зрителя концепцию выставки в таком случае?
Якопо: Конечно, нам пришлось бы сложней. Работа Videomobile сильно ориентирована на местный контекст: реакция зрителей в Палермо гораздо более предсказуема, чем в другом месте, особенно за пределами Италии. Думаю, в таком случае было бы глупо рассчитывать на похожее восприятие работы аудиторией.
Madame Pinin (2017)
Ю.К.: Куратором проекта «Искусство памяти» выступила Анна Зайцева. Вы были знакомы ранее? Расскажите о вашем сотрудничестве.
Николо: Мы познакомились с Анной в Москве, когда только прилетели для подготовки к выставке. Анна – профессионал своего дела, что делает сотрудничество с ней приятным. Она быстро решает возникающие проблемы, контролирует ситуацию со всех сторон и учитывает наши пожелания и требования. Между нами сразу возникло взаимопонимание, это хороший знак.
Якопо: Мы не были знакомы с Анной до проекта, зато тесно общались с Ольгой Свибловой. Мы встретились с ней впервые на ярмарке Art Basel. Позже нам удалось обсудить сотрудничество во время совместной с российской арт-группой AES+F выставки, которая проходила в одной из итальянских галерей.
Ю.К.: Проект «Искусство памяти» состоит из четырех видеоработ. Вы считаете, этого будет достаточно российскому зрителю, чтоб понять концепцию выставки?
Николо: Думаю, российский зритель будет искать, в первую очередь, эмоциональный отклик в нашем искусстве – и, конечно, найдет его в этих работах.
Якопо: Вообще, мы просили предоставить под наш проект семь этажей здания МАММ. Но Джим Дайн и Центр Помпиду были против (смеются вместе с Николо) (прим. ред. выставка «Джим Дайн. Из коллекции Центра Помпиду» проходит в МАММ до 11 ноября).
Ю.К.: Как происходил отбор работ?
Николо: Все работы, представленные на выставке, посвящены теме взаимодействия античного и современного искусств. В каждом отобранном для проекта видео мы словно спрашиваем: стоит ли сохранять античное искусство, заниматься реставрацией старинных объектов? Кроме того, селекция – это также результат кураторской работы.
Handle With Care (2016)
Ю.К.: Вы работаете на стыке таких видов современного искусства, как перформанс, видео, театр – весьма вариативно. Вы не думали попробовать свои силы в очень актуальном сейчас направлении post-internet art (искусство пост-интернета)?
Якопо: Я думаю, это задача и прерогатива более молодого поколения художников: мы заняли свою нишу в искусстве и нам все еще есть что исследовать.
Ю.К.: Что вас вдохновляет на создание работ?
Николо: Очень сложный вопрос. Это нужно почувствовать... Вдохновение живет между неврозом и любопытством.
Ю.К.: Вообразите себе невероятное: вы не стали художниками. Чем бы тогда занимались?
Николо и Якопо: Это невозможно!
Николо: Я бы, наверное, спился. Стал алкоголиком.
Якопо: (долго думает) А я порноактером.