Маяковский на ВДНХ: живой и в мавзолее

Текст и фото: Оксана Царевская для artcultivator.ru и artuzel.com

В музейно-выставочном комплексе ВДНХ «Рабочий и колхозница» открылась выставка, посвященная Владимиру Маяковскому – человеку, поэту и его культу.  

Отделить Владимира Маяковского от того образа, который зацементирован в советских памятниках и растиражирован в плакатах, наверное, уже невозможно. По крайней мере, для тех, кто учился в советской школе и может вспомнить о поэте только в связи с «серпастым и молоткастым» или же в компании портретов на белой стене. Но организаторы выставки «Сотый апрель» решили попытаться. 

В экспозиции – более 100 экспонатов из собрания Государственного музея Маяковского, ныне закрытого  на реконструкцию. Здесь личные вещи поэта, рукописи, плакаты «Окон РОСТА», автошаржи и автопортреты, огромное количество фотографий, а также произведения его современников, среди которых прекрасные фотомонтажи Александра Родченко к поэме «Про это», трогательные рисунки Веры Шехтель, шаржи Кукрыниксов и Бориса Ефимова. 

Первая часть выставки, посвященная Маяковскому – человеку и поэту, насыщена кураторскими текстами и цитатами из воспоминаний людей, близко знавших поэта: Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Виктора Шкловского, Корнея Чуковского, Ольги Мануйловой…  И, конечно, здесь много самого Маяковского с его поэтическими лестницами, отрывками из автобиографии, писем. Из-за этого выставка становится глубокой и «медленной» – почти час на небольшую, в общем-то, площадку. И, наверное, это хорошо. Потому что, покинув этого «живого» Маяковского, придется подняться по длинному пандусу в зал, посвященный его культу, и пережить там несколько страшных минут. 

Наверное, так можно почувствовать себя в мавзолее. Все экспонаты, представленные в этой части выставки, созданы после 1935 года, когда «отец народов» И. В. Сталин назначил Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом эпохи», и машина пропаганды завертелась на полную. Центральная витрина – «саркофаг» с девятью пугающими скульптурными портретами поэта, длинная стена-«колумбарий» с полным собранием его сочинений, тиражные портреты советского периода, выхолощенные и обобщенные, и даже тот самый, который обычно располагался в школьном кабинете литературы сразу за портретом основоположника соцреализма – Максима Горького. 

Даты проведения: 27 апреля — 9 сентября 2018 года

Куратор: Мария Гадас

Авторы идеи: Евгения Иньшакова, Екатерина Снегирева