Между швами времени
Тема времени, его природы и циклов интересует многих современных авторов. Работает с ними, поднимая вопросы непостоянства и сложного взаимодействия между физическими и нематериальными аспектами существования, и художница Алёна Троицкая.
Московский музей современного искусства представляет выставку, основанную на сайт-специфик проекте, поддержанном Центром художественного производства «Своды». Алёна Троицкая работала над ним в течение трех лет и реализовала его основную часть в 2023 году. Поездка в село Красино-Убережное Тульской области в 2020 году стало отправной точкой для проекта, запустив процесс наблюдении за местом, продолжавшийся в течение нескольких лет. Периодически возвращаясь сюда и документируя пейзажи и постройки, автор сконцентрировала свое внимание на двух разных по смыслу пространствах, ставших постоянными объектами ее наблюдения - руинированном здание Троицкой церкви и старом доме 19 века, соединенных между собой дорогой от одного конца села до другого.
Вариантом взаимодействия художницы с исследуемыми пространствами стало фиксирование их подвергшихся воздействию времени и других факторов поверхностей. Часто из оптического восприятие переходило в осязательное. Таким образом, поверхность превращалась в пространство коммуникации и диалога с местом через размышление о понятиях исчезновения, разрушения, а также сохранения и реконструкции.
Алёна Троицкая. Проект «Между швами времени». Фото экспозиции. Пресс-служба ММОМА
В ММОМА эта хрупкая поэтика ускользающего приобретает большую определенность и материальность, оказываясь отрефлексированной и задокументированной. В экспозиции представлено фото одного из фрагментов старой стены как начальная точка проекта. Его хрупкая поэтика отразилась в ряде других объектов выставки, в том числе шелкографиях и живописных работах, а также инсталляции из найденных объектов, перенесенной из пространства, где изначально экспонировалась.
Алёна Троицкая. Проект «Между швами времени». Фото экспозиции. Пресс-служба ММОМА
Сами пространства имели важное значение, выполняя роль портала для встречи настоящего и прошлого. Художницу занимала не только археология, но и моделирование перформативных ситуаций в избранных локациях, сопровождаемое созданием сайт-специфик инсталляций.
Залы экспозиции соответствуют двум пространствам, являющимся объектами наблюдения художницы, в каждым из которых была реализована отдельная инсталляционная часть проекта. В экспозиции первого зала представлены объекты, связанные с храмом ХVII, в том числе показанные в раках перформативный ситуации внутри него, а также документация наблюдения за этим пространством, отраженная в фото, шелкографиях и книге художника.
Алёна Троицкая. Проект «Между швами времени». Фото экспозиции. Пресс-служба ММОМА
Второй зал соответствует дому, который, по словам Гастона Башляра, прошлое, настоящее и будущее наделяют различными энергетическими векторами, часто взаимодействуя, иногда ослабевая, иногда усиливая друг друга. В сайт-специфик проекте пространство дома было метафорически разделено на три части, соответствующим трем категориям времени, каждую из которых представлял один из этажей и сад. Эту тройную структуру отражает и экспозиция выставки, где представлены объекты, отсылающие к прошлому, настоящему или будущему.
Алёна Троицкая. Проект «Между швами времени». Фото экспозиции. Пресс-служба ММОМА
Материалы, с которыми работала Алена Троицкая, также несут в себе ключевую для проекта идею взаимосвязи, обладая при этом самостоятельной исторической памятью. Найденные на месте объекты стали основой для ряда произведений. Воск входит в состав используемой Аленой Троицкой техники энкаустики, которая отсылает к первым иконам. С вневременным измерением ассоциируется и золото, которым покрыты ржавые листы, найденные художницей, и слепки каменных стен дома. Она работала и непосредственно с локальными материалами: фигурки птичек сделаны из местной глины.
Алёна Троицкая. Проект «Между швами времени». Фото экспозиции. Пресс-служба ММОМА
Алёна Троицкая. Проект «Между швами времени». Фото экспозиции. Пресс-служба ММОМА
В проекте Алены Троицкой дуальность живое/неживое нивелируется, бинарная аппозиция сменяется диалогом с местом и его материальностью. Между швами времени — лакуны, хранящие молчаливую память о месте и его истории. «Во множестве своих ячеек пространство хранит сжатое время. Для этого и нужно пространство». (Гастон Башляр, «Поэтика Пространства»).
Выставка «Алена Троицкая. «Между швами времени» до 14 апреля 2024
Московский музей современного искусства: Москва, Петровка, 25. 0+