Мы с Вами где-то встречались
В Москве состоялась предаукционная выставка, представляющая топ-лоты вечерних торгов современного искусства Sotheby’s, которые прошли 28 июня в Лондоне. На аукционе были представлены около 200 лотов. В Россию, однако, привезли всего пять работ - произведения Энди Уорхола, Лучо Фонтаны, Ива Кляйна, Александра Колдера и Джозефа Альберса. Шедевры можно было увидеть 24 и 25 мая в «ЗилАрт» холле.
«ЗилАрт» - строящийся культурный кластер, на территории которого будет возведен музейный центр «Эрмитаж-Москва». Строительством музея занимается канадский архитектор египетского происхождения Хани Рашид, который является одним из основателей всемирно известного архитектурного бюро «Asymptote».
До «ЗилАрт» холла путь был тернист и нелегок. Добраться до здания можно либо на машине, простояв в мучительной пробке на ТТК, либо пешком от метро «Автозаводская». Я выбрала прогулку вдоль пробки, пропитанную выхлопными газами. Думаю, что из-за такого расположения выставку увидели далеко не все, кто хотел. А ведь это того стоило.
В здании, где происходит продажа квартир в ЖК «ЗилАрт», находится небольшой зал, в котором и представлены произведения послевоенного искусства. Помещение представляет собой темное пустое пространство, у стены на стеклянных стендах размещены экспонируемые работы в классических рамах и под толстым стеклом. В первую очередь на себя обращает внимание картина итальянского художника Лучо Фонтаны 1968 года «Пространственная концепция. Ожидание», средняя стоимость которой составляет 1,300,000-1,800,000 фунтов стерлингов. Полотно, залитое краской с глубоким красным оттенком, с двумя идеально ровными царапинами, проходящими вертикально через центр композиции. Благодаря прозрачной стене, за картиной - темнота и пустота. Получается, что цветовой контраст между черным и красным тем самым усиливается еще больше, и это создает удивительный визуальный эффект. Произведение будто висит в пространстве, а царапины продырявливают холст насквозь. И даже псевдозолотая рама не портит впечатление.
Далее зритель видит шелкографию Энди Уорхола «Две сестры» 1982 года, выполненную по мотивам картины Джорджо де Кирико того же времени. Уорхол – вероятно, наиболее известный художник, из представленных, для российского зрителя. «Две сестры» можно назвать произведением, созданным в типичном для одного из отцов-основателей поп-арта стиле. Работа предварительно оценивается в 1,500,000-2,500,000 фунтов стерлингов.
В центре всех произведений располагается кинетическая скульптура Александра Колдера с эстимейтом 800,000-1,200,000 фунтов стерлингов. Творение Колдера представлено на данной выставке в наименее выгодном свете. Специфика работ Колдера в том, что они мобильны, то есть очень подвижны. Его скульптуры, они же «мобили», приходят в движение от дуновение ветра за счет своей легкой конструкции. На мой взгляд, еще одним их важнейшим элементом является тень, которая движется вместе с объектами, колышущимися в воздухе. К сожалению, в данном случае скульптура выглядела безжизненно и тускло на фоне гигантского экрана с изображение будущего проекта «группы ЛСР», занимающихся строительством «ЗилАрт».
Четвертой работой стало полотно «Синий монохром» Ива Кляйна 1960-62 года, оцененное в 1,500,000-2,000,000 фунтов стерлингов. Это произведение впервые было выставлено в галерее «Аполлинера» в Милане в 1957 году вместе с другими монохромными работами «синего» периода художника. Большое удовольствие наблюдать вживую небесно-синий оттенок, более известный как «International Klein Blue», который был запатентован художником в 1960 году.
Последнее произведение выставки – эскиз к работе «Посвящение квадрату: сигнал» 1966 году художника-абстракциониста Джозефа Альберса с эстимейтом 400,000-600,000 фунтов стерлингов. Творчество Альберса оказало значительное влияние на развитие оптического искусства. Картина «Посвящение квадрату: сигнал» состоит из нескольких квадратов, переходящих один в другой. Работа выполнена в красном цвете, однако каждая фигура имеет свой оттенок – от насыщено-красного до оранжевого. Изображение словно пульсирует в глазах зрителя, не давая ему отвести взгляд.
Как правило, предаукционные выставки лишены кураторской задумки. И это абсолютно нормально, так как основная цель таких мероприятий – дать возможность потенциальному покупателю почувствовать произведение, чтобы ему еще больше захотелось иметь работу в своей коллекции и с большей легкостью он тратил на нее деньги. Здесь, однако, экспонаты невольно связаны друг с другом. Каждое произведение олицетворяет яркое направление в искусстве XX века. К мероприятию была также приурочена дискуссия «Деятели культуры. Искусство и меценатство» с участием руководства аукционного дома Sotheby’s и Антона Белова, директора музея «Гараж», в качестве эксперта в сфере современного искусства.
Текст и фото: Александра Рязанова