Не параллельная реальность, но тщательно спрятанная действительность

До 26 мая в галерее современного искусства можно увидеть персональный проект Анны Андржиевской «Сюрприз Контейнер» – загадочную фантазию о крахе мачистского мира. В минималистичной экспозиции, имитирующей научную лабораторию, представлены работы в различных жанрах и техниках, созданные за последний год после переезда художницы в Барселону. По замыслу Андржиевской в пространстве галереи распакована капсула, найденная в 2022 году парагеологами в тектоническом разломе Уральских гор. Внутри неё были обнаружены неопознанные объекты, свидетельствующие о существовании неведомой цивилизации из параллельной реальности, в которой произошла катастрофа. Исследовательница и арт-критик Юлия Страйста-Бурлак посетила проект и поделилась версией произошедших событий. 

Текст: Юлия Страйста-Бурлак
Фото: галерея современного искусства Anna Nova

На днях моя подруга вернулась из Донецка и рассказала о селе в ДНР, где ей довелось побывать. Заминированное, оно усеяно ямами от подкопов вокруг снарядов и затыкано палками и флажками: так местные жители спасаются от подрывов. Молодой парнишка задорно проводит экскурсию приезжим. Он хорошо знаком с новыми «достопримечательностями», но особенно гордится рекой. Правда, и она заминирована. На другом берегу стоит пожилой сельчанин и вытягивает из воды здоровую рыбу, минимум 3 килограмма. В это же время экскурсанты, в основном военные, показывают палец вверх и фотографируются с минами. Главное, не сойти с узкой тропинки, чтобы не подорваться. Ирония над абсурдистской реальностью воспринимается как спасение, а не моветон. 

Я услышала рассказ о заминированном селе в день, когда планировала этот текст. После него я уже не могла видеть экспозицию, составленную Анной Андржиевской, как лабораторию по изучению неведомой цивилизации. Передо мной открылся закулисный, кулуларный мир. Не параллельная реальность, но тщательно спрятанная действительность. Мир, подчиненный логике абсурда и разоблаченный остроумной кистью. Как писал Камю, «зная об абсурдности судьбы, можно жить только в том случае, если абсурд все время перед глазами, очевиден для сознания». Выставка в галерее Anna Nova иллюстрирует абсурдность и антиномию (др.-греч. ἀντι-νομία «противоречие в законе» или «противоречие закона [самому себе]») социальной жизни, смягчая пугающую истину ироничным флером и фантастическими образами. Впрочем, во время осмотра экспозиции думать о реалиях современности совершенно не хочется. Слишком велик соблазн повестись на байку о капсуле, найденной в разломе Уральских гор, и искать ключик к разгадке фантастического мира-ребуса. Этим и займемся. 

Фрагмент экспозиции «Сюрприз контейнер»

В первом зале зрителя встречает сервант – центр притяжения советского жилища и «витрина» зажиточности его обитателей. Лакированный и статный, в фантасмагории Андржиевской сервант обрел кровлю и пару лесенок. Теперь это кукольный дом, с крыши которого томно глядят гламурные глаза-вишенки, искушающие и настораживающие. Они добавляют советскому шику современный лоск и вкупе с остальными частями серванта вызывают в памяти персонажа мультфильма «Настоящие монстры» – Облину (см. иллюстрацию). А еще намекают, что дом живой. 

 

Фрагмент экспозиции «Сюрприз контейнер» 

Персонаж «Облина» из мультфильма «ААА!!! Настоящие монстры»

Его дверцы гостеприимно распахнуты, и мы можем рассмотреть, кто расположился внутри. Смайлы, глаза, цепи, наивно-мультяшный фонтан в духе фотоэкспериментов художницы Елены Шейдлиной, кукла и флуоресцентный гриб – в первом зале выставки автор знакомит зрителя с обитателями своего микрокосма. Они кочуют из одного произведения в другое: мы их уже видели или еще увидим. Сервант оказывается хранилищем символов – условных знаков художественного языка Анны Андржиеской. Чтобы разгадать загадку «Random Box» (прим. оригинальное название проекта на английском языке), сначала нужно освоить его вокабуляр. Однако сделать это не так просто. Во вселенной художницы царят иррациональные порядки, а время предательски нелинейно. Я провела несколько часов, теряясь в догадках, является фонтан символом живоносного источника (как в иконах), метафорой сладострастия и плотского наслаждения (как у Босха), источником вечной молодости (как у Кранаха) или оммажем гению Дюшана.  

Фрагмент экспозиции «Сюрприз контейнер»

Во втором зале экспозиции разворачивается основное действие — «сотворение мира» Анны Андржиевской. В больших полотнах, расположенных друг напротив друга, чувствуется рука монументалиста: выполнено масштабно, звучно и размашисто. На одной из картин изображена «Казнь сосисочки», на другой — ее оплакивание. Между ними покоится липовая Царь-пушка. 

Фрагмент экспозиции «Сюрприз контейнер»

Для того, чтобы провести иконологический анализ образов, необязательно быть искусствоведом: поникшая голова сосисочки и ее казнь иллюстрируют кастрацию. Однако «Казнь сосисочки» — это не просто конец патриархата. Это представление патриархата мягкотелым «съедобным» организмом. Все, что он может, — пуляться кислыми лимонами (то есть эякулятом, из которого ничего не родится) из бутафорской пушки. Но и та уже покрыта бабушкиным кружевом в лучших традициях советского декора. А покрытое кружевом, как известно, неприкосновенно. Мир Андржиевской рождается из руин патриархальной системы. 

Чтобы посмотреть на её смерть, жаждущие свободы сбежались к эшафоту. Застывшие в широченных улыбках, они кажутся полной противоположностью убитых горем бесформенных существ с картины напротив. В «Мужчинах, оплакивающих сосисочку» феминизм победил. Теперь на небе сияет Лунная Призма из Сейлор Мун, напоминающая о необъятности женской силы всем, кто подумает в ней усомниться. Сочетание маркеров прошлого (динозавры, ковбои, отсылки к казни Марии Антуанетты), настоящего (смайлы, визуальный строй, фем-повестка и стремление высвободить мужскую аниму) и фантастического, с одной стороны, намекает на неоправданную затянутость существующего строя и его абсурдность, с другой — предвещает скорые перемены. 

Фрагмент экспозиции «Сюрприз контейнер»

Поднимаемся на второй этаж. Коридор ведет к видеоинсталляции «Танцплощадка» — эпицентру выставки и ее звучному завершению. На «Танцплощадке», как и подобает ночному клубу, темно. По кругу расположены высокие черные экраны, оформление видеоряда которых напоминает «Мучеников» Билла Виолы.  На них разворачивается церемониальный танец уже знакомых персонажей. Мутировавшие и надломленные, они не прекращают движение. Находясь в центре инсталляции, я не могла выкинуть из головы строчку из песни «Я вожу хоровод со своими демонами» (прим. из песни Adette «Прощаемся»). Семь женских образов стали для меня воплощением семи смертных грехов, приглашающих на пляску смерти. Еретический карнавал — последний аккорд и лебединая песня святынь прошлого. Впереди самое сложное: сотворить святыни будущего, не впав в заманчивую крайность «сделать всё наперекор родителям». 

Фрагмент экспозиции «Сюрприз контейнер»

Экспозиция в галерее «Anna Nova» кажется очень целостной. Стилистика искусства Анны Андржиевской не менее содержательна, чем ее визуальные образы. Используя нарочито упрощенные формы и яркие цвета, художница как бы говорит, что её мир — мир будущего — ещё переживает период младенчества. Однако его инфантильность иллюзорна. Творчество Андржиевской, пусть и чувствительно к новым веянием, опирается на изобразительных опыт прошлого. Босхианский интеллектуальный абсурд, романтическая резня Делакруа и Гойи, классическая композиция в форме треугольника, «бессвязные» детские образы Миро, значение которых известно ему одному, обращение к реди-мейдам и хрестоматии видео-арта — ни на что не похожий «новый мир» художницы возведен на прочных столпах. И это дает надежду на его жизнеспособность. 

Выставка Анны Андржиевской «Сюрприз-контейнер» проходит в галерее Anna Nova с 15 марта по 26 мая 2024 года.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Жуковского 28

Время работы: Вторник – воскресенье — 12:00–20:00, пн — выходной.