Обаяние французского плаката: «Афишемания» в ГМИИ

Текст и фото: Юлия Крышевич

Работы главных европейских иллюстраторов XIX-XX веков, представленные на выставке «Афишемания» в ГМИИ, – портрет французской рекламы периода Belle Époque. Сегодня, в эпоху метамодернизма, трудно себе представить явление более навязчивое и неотвратимое, чем реклама во всех её проявлениях. Тем интересней наблюдать историю рождения коммерческого искусства, которое столетие назад вызывало всеобщее удивление и восторг. 

130 работ авторства Анри де Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи, Поля Гаварни, Леона Шубрака, Жюля Шере и других мастеров иллюстрации –собирательный образ плакатного искусства «прекрасной эпохи» и вместе с тем четкая документация тенденций и настроений французского общества.

Ускоренный технический прогресс, расцвет культурной и социальной жизни усиливают борьбу за внимание: в цене скорость, новизна и, конечно, эстетика. Чтобы доказать преимущества своих пишущих машинок перед товаром конкурентов, фирма Remington использует образ миловидной машинистки за работой, изображая её на рекламном плакате. С театральных афиш на зрителя смотрят прекрасные дамы, одетые по последнему слову моды, – многие парижане покупают билеты на спектакль только ради Сары Бернар и её великолепного наряда. 

Отличительные черты французской рекламы – образность и некоторая несерьезность. Убедить покупателя в качестве продукта легче опосредованно, через обещание приятных эмоций. Иллюстраторы как будто играют на человеческих слабостях и сами получают от этого удовольствие. Работы Жюля Шере соблазняют своей весёлой легкомысленностью, Анри де Тулуз-Лотрек добавляет в рисунок иронию, а Альфонс Муха взывает к нашему чувству прекрасного. 

Сообща художники создают идеальный мир коммерческой иллюстрации, сохраняя при этом индивидуальную манеру и оставаясь верными собственному стилю. Этим-то и любопытна «Афишемания», прекрасная вне всякого контекста.