Объективация искусства

29 апреля в JART GALLERY в сотрудничестве с Творческим союзом художников России и Школой Дизайна НИУ ВШЭ открылась групповая выставка «Правды нет» о невозможности объективно воспринимать действительность. 

Текст: Кондрякова Полина
Фото предоставлены пресс-службой

Как мы воспринимаем и понимаем искусство? Если верить кураторскому тексту Александы Сыреновой и Светланы Керро, именно так можно сформулировать главный вопрос, поставленный этой выставкой. Вопрос, мягко говоря, извечный, если не избитый. Тем не менее ответ, предлагаемый кураторами, имеет свое очарование. В попытке продемонстрировать субъективность любой интерпретации произведения искусства создатели выставки нашли решение в абсолютной текстоцентричности.  Каждая работа сопровождается тремя экспликациями – одной, написанной непосредственно художником, и двумя кураторскими. Подход более чем постмодернистский, произведение воспринимается не само по себе, а через множество текстов, причем намеренно усложненных искаженными шрифтами. Сможет ли зритель осилить их прочтение? Это не слишком важно, сама форма текстов является одной из ключевых визуальных составляющих экспозиции. 

На одной из стен галереи в симбиозе разместились «Психозойская эра» Павла Отдельного и «Упражнения» Дианы Мачулиной. Альпинистские зацепы прикреплены у самого пола, а следующий их ярус расположен в обидной недосягаемости, слишком высоко, чтобы по ним подняться. Именно в районе этой катастрофической недосягаемости находятся «обломки» живописи Отдельного. Пожалуй, метафора очень значимая для всей выставки: наличии средств не всегда гарантирует достижение результата. 

Рефреном та же идея повторяется в «Измерительных системах» Романа Сакина. Пластиковое облако с пронзительными голубыми глазами-точками стоит на громоздких весах с ползунком. Можно ли измерить параметры облака? Конечно, нет. Вот и найти объективные и универсальные критерии, с помощью которых можно проникнуть в содержание искусства вряд ли удастся. Правды нет, а радоваться этому или расстраиваться, выбор зрителя. 

Отдельное место занимает проект «Надувательство». Иван Горшков и Диана Мачулина разместили в общественном пространстве жилого комплекса две батутоподобные работы. Неоново-розовый купол, увенчанный не менее неоновым голубем, и, на первый взгляд, бесформенная конфигурация объемов, напоминающая то ли собаку, то ли зайца, разукрашенная в лучших традициях street-art вызывающе беспорядочно. Важнее формы оказывается процесс взаимодействия: кто-то из жителей поставил внутрь купола кресло и обложил его подушками, чтобы лучше думалось о вечном, а за собаку-зайца в своей непостижимой игре спрятались дети… Именно таким должен быть паблик-арт: уютным, располагающим к диалогу, дружелюбным.

Участники выставки: Мария Волкова, Иван Горшков, Анель Ералиева, Анна Каплеева, Мария Кирица, Диана Мичулина, Викентий Нилин, Павел Отдельнов, Роман Сакин, Надежда Синозерская, Хаим Сокол, Соня Стереостырски, Екатерина Стерликова, «Художественное Уединение», Полина Штанько, Сергей Шеховцов. 

Выставка открыта до 26 мая в галерее Jart (Москва, 3-я ул. Ямского Поля, 9. Art Residence, A-115)