Онлайн-медиация: как оцифровать разговор об искусстве

Режим самоизоляции в 2020-м переформатировал сферу культуры и заставил музеи спешно придумывать форматы, которые хоть в какой-то мере могли бы имитировать опыт их посещения. И если с виртуальными турами и лекциями всё относительно понятно, то как организовать в онлайне такой опыт, как арт-медиация? Непредсказуемость и гибкость такого разговора об искусстве, на первый взгляд, делает это почти невозможным. Школа медиации собрала опыт институций, практиковавших арт-медиацию онлайн – в том числе, чтобы понять, есть ли у ограничений скрытый потенциал.

Текст: Наталья Цибанова

Первыми онлайн-медиации запустили в музее современного искусства «Гараж» (в апреле 2020-го). Мы попросили Марину Романову, менеджера отдела просвещения, рассказать о новом формате работы, а самих медиаторов – отрефлексировать этот опыт. По сути формат онлайн-медиации появился как единственно возможный способ продолжать работу на выставке «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985». Медиаторы прошли длинный этап подготовки, а успели поработать на экспозиции всего полтора месяца вместо запланированных четырех. 

Скриншот, МСИ Гараж

«Тогда мы перенесли медиацию в онлайн и немного ее трансформировали, – рассказала Марина. – Во-первых, мы придумали сессии. Одна сессия длилась полтора часа, кроме ведущего-медиатора в ней могли принять участие максимум шесть человек, иначе пропадала магия дружеской беседы. Люди регистрировались на сайте на удобный тайм-слот, а затем я высылала им на почту приглашение в Zoom-конференцию».

Каждый раз у сессии была новая тема. Она формулировалась по одному принципу: сначала – тема с выставки, потом – наша современная жизнь. Например, «Поэзия повседневности в работах Д. А. Пригова VS поэзия повседневности во время самоизоляции» или «Хиппи в СССР VS зачем мы наряжаемся, выходя в продуктовый». «Хотелось, чтобы люди имели возможность высказаться и об искусстве, и о том, что их действительно сейчас волнует», – объяснила такой выбор Романова.

Скриншот, МСИ Гараж

Неожиданным поворотом онлайн-медиации, по наблюдениям медиаторов, стало регулярное посещение некоторыми людьми ряда сессий. Также интересно, что сначала многие участники не включили камеру в Zoom и общались только голосом. Но всего две недели спустя люди начали активно менять свою привычку. Возможно, культура рабочих и дружеских конференций начала становиться базовой привычкой, и люди стали легче относиться к веб-камерам и показу себя в домашней обстановке, считает Романова. 

Команда медиаторов в «Гараже» подбирается под выставочный проект, это не постоянные сотрудники музея. Поэтому для многих опрошенных опыт медиации в принципе был чем-то новым – и немного стрессовым. Поэтому почти все отметили, что в онлайне общение было более комфортным и расслабленным. «Я очень ценю то, как раскрепощаются гости музея, когда их защищает экран их гаджета, как охотней они делятся своими мыслями, ассоциациями, строят параллели. На такой формат приходит заинтересованный гость, у него часто есть цели, есть запрос. И это сразу задает особую планку для живого диалога и обмена опытом». (Дарья, 19 лет).

Также медиаторы отметили и другие преимущества онлайна, которые сказываются на качестве и структуре медиации. «В отличие от музея, где люди часто спешат на другие выставки или просто по делам, медиация онлайн оказывается комфортной средой для вдумчивой коммуникации». (Настя, 22 года). «Если в режиме офлайн внимание посетителя, помимо медиации, было захвачено пространством всего музея и самой экспозиции, то теперь тот опыт, который он получит, во многом зависит только от качества медиации, поэтому я стала сильнее ощущать свою ответственность». (Евгения, 23 года). В то же время некая интимность онлайн-медиации иногда приводила не к усилению роли медиатора, а к возможности более свободного диалога между участниками: «Также плюсом является возможность развивать беседу втроем-вчетвером, люди не чувствуют давления, в удачные дни разговор может строиться между посетителями без активного направления со стороны медиатора» (Игорь, 23 года).

Евгения отметила, что онлайн-медиация потребовала более углубленного знания выставочного материала, так как сессии были разделены на тематические блоки, и то, о чем раньше медиатор и медиируемые могли упомянуть вскользь или пропустить, становилось темой часового активного обсуждения.

Скриншот, МСИ Гараж

Если говорить не о структурных особенностях медиации в формате онлайн, а о более концептуальных и содержательных, то медиаторы отмечали её важную партисипаторную роль. Большинство музейных онлайн-форматов (лекции, онлайн-туры) работают в одностороннем порядке и редко оставляют после себя пространство для разговора. Эта роль медиации при переходе в офлайн никуда не делась, она по-прежнему актуальна.

Онлайн-форматы, считают медиаторы, должны развиваться не только во время и из-за пандемии, но и в целом для большей доступности музейного опыта разным группам посетителей. «Пандемия доказала, что при всех тех издержках, которые несет в себе онлайн-формат, любая деятельность должна ориентироваться на создание онлайн-платформ, которые будут функционировать не только в экстренных случаях, но и при любых других обстоятельствах, в которые может быть вовлечен, например, человек с инвалидностью» (Фёдор, 23 года).

В то же время Фёдор убеждён, что онлайн не заменит «живой» опыт посещения музея, и всё же он необходим: «Я остаюсь при мнении, что онлайн-формат всё равно ограничен в возможности передачи техники, эмоции, настроения и т.д. Приоритет остается за восприятием работы в реальности, но, как «неожиданно» оказалось, такая возможность есть далеко не всегда».

ZOOM ZOOM Family

Параллельно с «Гаражом» онлайн-медиация внедрялась и в центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге. Она не была столь же продолжительна и масштабна, но стала ценным опытом для институции. Все онлайн-медиации в мае-июне 2020 года проводились сотрудником отдела кураторских проектов «Манежа» Натальей Ополченовой и были посвящены творчеству художников AES+F.

Здесь стоит отметить несколько моментов. Во-первых, именно эту выставку было невозможно «оцифровать» в силу особенностей выставляемого материала. И если по выставке Дейнеки и Самохвалова были онлайн-туры, то в случае AES+F было сложно организовать «цифровое» посещение. Поэтому родилась идея проводить медиации именно по творчеству коллектива. Во-вторых, продолжительный видео-арт всегда становится испытанием для арт-медиатора: сама по себе практика разговора занимает немало времени, поэтому сложно отвести его на просмотр самого видео.

Сама онлайн-медиация была выстроена следующим образом. «Мы с участниками смотрели 35-минутное видео кусками (что, как вы понимаете, сложно осуществить на выставке в музее). В самом начале я делала вводную часть, где мы также обсуждали отношение участников к творчеству AES+F. Удалось подать это в игровой форме с графиком «нравится – не нравится», «понимаю – не понимаю». Было приятно, что одна участница в конце медиации попросила переместить её показатель к «понимаю» и «нравится». Это некий критерий моей работы», – рассказала Наталья Ополченова. Она отметила, что ей вполне успешно удалось применить и другие приёмы медиации, в том числе обсуждение по технологии VTS (visual thinking strategy). В то же время не случилось качественного конфликта, который запускает обсуждение, потому что все участники, как правило, любили и принимали творчество AES+F.

«Интересно, как участники воспринимали работы художников. Кто-то интерпретировал Inverso Mundus как актуальную смену экономической парадигмы: многие сферы бизнеса оказались не у дел, а вот курьеры правят миром. Но одна участница сопоставляла все поднимаемые в работе темы со своей жизнью и индивидуальным опытом человека, не переходя на глобальное», – рассказала Ополченова.

Наталья отметила также техническую сторону работы медиатора в онлайне. В чём-то это неудобно – когда ты настраиваешь участников на медиацию, но где-то в середине твоей мысли кто-то пишет в чате, что ничего не слышно. И весь настрой теряется, нужно выстраивать медиацию заново. Также сложно понимать эмоции и реакции людей, что является главным материалом для медиации. Но в то же время онлайн облегчает работу со вспомогательными материалами: если кто-то вспомнил работу другого художника, подходящую под обсуждение, то можно тут же найти её в Google и обсудить всем вместе.

Фото: Ксения Попова

В июне этого года онлайн-медиации запустили в Русском музее (совместно со школой Masters). Их ведущим выступил Алексей Григорьевич Бойко, ведущий методист по музейно-образовательной деятельности Русского музея, а также преподаватель Школы медиации. Медиация выстраивалась, например, на сопоставлении двух известных произведений: например, «Взятие снежного городка» Сурикова и «Купчиха за чаем» Кустодиева.

Примечательно (и в этом глобальное отличие от двух предыдущих примеров, «Гаража» и «Манежа»), что видеотрансляция велась прямо из залов Русского музея. Что, безусловно, максимально приближает к ситуации присутствия перед экспонатами. Другое принципиальное условие – включенная камера, что обеспечивало для медиатора возможность понимать реакции и включённость участников.

Совершенно удивительный формат онлайн-медиации с участием Алексея Бойко был реализован в ГЦСИ Арсенал в Нижнем Новгороде. Так как это была середина сентября, посещение музеев уже было возможным. Тем не менее Алексей Григорьевич, как ведущий, находился во время онлайн-медиации в Санкт-Петербурге, а участники медиации – на выставке в Арсенале, посвящённой премии «Инновация–2020». Также участники могли свободно передвигаться по выставке, отступая от «генерального плана». Как возможно вести обсуждение в таком режиме, представить сложно, но можно посмотреть – трансляция сохранилась на Youtube-канале ГЦСИ Арсенал по ссылке.

Как рассказал Школе медиации Алексей Григорьевич, данное обсуждение укреплялось, во-первых, за счёт долгого вступления-знакомства с участниками, в котором подробно раскрывались особенности выставки и мотивации медиируемых. Далее медиация строилась на трёх базовых вопросах, которые были известны заранее (они прописаны в описании к видеотрнасляции). Именно это помогало организовывать нить разговора, потому что участники, которые отходили от маршрута, могли добавлять свои мысли к тому, что обсуждалось в данный момент: какая-то работа, находящаяся в дальних залах, могла дополнять ту, которая обсуждалась группой.

По словам Бойко, хотя этот опыт был довольно сложным из-за невозможности физически посмотреть выставку, в итоге разговор вышел самым содержательным и острым в его практике. Также он указал на то, что медиатор по определению должен быть готов к смене ситуации, в которой он будет работать, ему нужно быть готовым к импровизации. А удержать обсуждение в конструктивном русле возможно за счёт главных скрепляющих вопросов, за счёт понимания глобального запроса к аудитории.

Фото: Мария Хамитова

Онлайн-медиация даёт преимущества, не доступные при реальном посещении музея. Она создаёт ситуацию интимности и безопасности, в которой участники более свободно могут делиться своими мыслями. Онлайн-формат даёт возможность обстоятельно обсуждать темы, на которые в офлайне просто нет времени и ресурса, а для некоторых жанров современного искусства она становится единственно возможной (продолжительный видео-арт, перформансы). Также благодаря онлайну возможен выход на новые аудитории (маломобильные граждане, жители из других населённых пунктов и стран), но остро стоит вопрос монетизации.

В то же время онлайн, конечно, никогда не заместит опыт живого посещения музея. В случае с искусством работы художников воздействуют на зрителя не только интеллектуально, но и эмоционально, и даже физически (ощущения от размеров и цвета работы). Также в онлайне невозможны интерактивные техники, составляющие довольно ощутимую часть работы медиатора с детской аудиторией. Есть и такая проблема, как плохая доступность интернета в малых городах и населённых пунктах, отсутствие у людей собственного компьютера, который может быть долговременно использован ими лично.

Теперь музеи при планировании публичной программы будут учитывать этот опыт стресс-цифровизации. Как минимум, это повод отрефликсировать неготовность к таким новым форматам, к необходимости их продумывать и создавать с учётом особенностей коммуникации через интернет. Как максимум – какие-то форматы, возможно, уже и не вернутся в офлайн, потому что их организация связана с затратами и организационной нагрузкой, тогда как в онлайне они успешно реализуются. И речь в первую очередь о публичных лекциях и дискуссиях с большим количеством участников, в том числе зарубежных.

 

*Школа медиации – образовательная программа для работников культурных институций на базе Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Медиаплатформа для продвижения форматов горизонтальной коммуникации с посетителями музеев. Проект реализуется при поддержке Фонда Михаила Прохорова.

 

Фото: Мария Хамитова