Осторожно! Хранение

Партнерский материал с ArtInBox(link is external)

Текст: Мария Назарова

Хранение произведений искусства - важная тема, о которой не устают говорить все, кто имеет отношение к арт-бизнесу. В хранилище произведение искусства проводит большую часть своей жизни, поэтому важно сделать так, чтобы оно обеспечивало максимальную безопасность. При чем, безопасность не только от краж, но еще и от неблагоприятного внешнего воздействия.

Как мы уже говорили ранее, любое физическое воздействие на работу - это для нее стресс, поэтому, во-первых, место для хранения произведений искусства - это, прежде всего, место покоя, где оно может "отдохнуть". При этом в помещении должна соблюдаться определенная влажность и температура, оптимальная для конкретных материалов и возраста. Это актуально не только для антиквариата, но и для современных произведений, ведь реставрация вторых по сложности не уступает старым произведениям. Главной сложностью является то, что художник часто не думает о сохранении своей вещи, поэтому не соблюдает совместимость материалов. Таким образом, работа саморазрушается, а восстановить ее становится практически невозможно. Конечно, мы ничего не можем поделать с самим материалом, но можем минимизировать вредное воздействие окружающей среды, соблюдая в том числе климатические нормы. 

Компании, предлагающие свои услуги по хранению, чаще всего предлагают целый перечень дополнительных услуг, которые помогут выбрать оптимальный вариант: от химико-технологической экспертизы и заключения реставратора до страхования. Таким образом исключаются практически все риски, а работа остается в безопасности. Так же существует профессия арт-консьержей. Эти люди следят за коллекциями и складами и не допускают порчи и разрушения произведений искусства. 

Важно так же отсутствие резких перепадов температуры и влажности. Эти резкие скачки влияют на целостность. Например, если в помещении резко повышается влажность в помещении, то холст провисает, а красочный слой не успевает так быстро отреагировать на изменение условий, и появляется угроза отслоения. Не стоит думать, что работы из металла и бронзы неприхотливы, ведь металл любит ржаветь, а бронза окисляться, и их рекомендуют держать в помещениях с минимальной влажностью. При всех этих сложностях, часто живопись и бронзовые скульптуры приходится хранить в одном помещении, и "подружить" их может разве что высококлассный специалист. 

Сохранение произведений искусства - целая наука, требующая большого количества знаний и опыта. Мы рассказали лишь об основных сложностях, с которыми может столкнуться новичок. В реальности их на много больше, и каждое произведение искусства требует индивидуального подхода. Профессионалов в области перевозки, монтажа и хранения совсем немного и образования здесь практически не существует, ведь "нащупать" и понять, как обойти все подводные камни, можно только с опытом. Каждое произведение искусства уникально, поэтому здесь нет права на ошибку. Утеря хотя бы одной культурной ценности может оказаться большой трагедией для культурного наследия, поэтому важно отнестись к серьезно к сохранению культурных ценностей.