Памяти Аслана Чехоева

В Петербурге, на 51 году жизни, после продолжительной болезни скончался Аслан Чехоев – предприниматель, меценат, коллекционер, создатель «Нового музея», первого в России частного музея современного искусства.

По образованию Аслан Чехоев – медик и управленец: он окончил Первый Ленинградский медицинский институт, а затем – Санкт-Петербургскую академию управления и экономики. С 1993 года занимался коммерческой деятельностью, работал первым заместителем генерального директора «Угольной компании «Киселевуголь», первым вице-президентом Центральной компании ФПГ «РусИнкор», заместителем генерального директора ОАО «ОГК-6». С 2009 года занял должность заместителя генерального директора ОАО «МРСК Северо-Запад».

Свою коллекцию произведений современного искусства Аслан Чехоев собирал почти 20 лет. Результатом стал открытый в 2011 году на Васильевском острове «Новый музей», где под одной крышей собрались нонконформисты Кропивницкий и Пивоваров, Григорий Майофис, АЕС+Ф и Алексей Беляев-Гинтовт. Сам коллекционер рассказывал, как захватывал его азарт собирательства:  сначала появляется интерес к произведению искусства без желания купить, затем возможности  приобретать, а потом все становится совсем серьезно. Чтобы выбрать правильный подход к составлению коллекции и сделать серьезных ошибок, проходилось много читать, изучать основные принципы существования и жизни искусства. Фактически, пришлось получать еще одно, дополнительное, образование. 

Коллекция началась с работ Евгения Михнова-Войтенко, с семьей которого Аслан Чехоев много лет поддерживал теплые отношения. Затем в круге интереса появились художники-арефьевцы,  «газаневщина», московский андеграунд, современные авторы. «У меня сердце лежит к искусству, в котором сочетаются концептуальное и пластическое – гениальны Борис Смелов, Эрик Булатов, Михаил Рогинский, Дмитрий Пригов, эпоха советского андеграунда создала значительные фигуры» - говорил Аслан Чехоев в одном из своих интервью, отмечая уникальной художественной ситуации, сложившей в Советском союзе под влиянием тотальной цензуры. 

Когда основная часть коллекции сложилась, появилась идея создать свой музей. Первые же выставки показали высокий уровень профессионального подхода, точный взгляд на современное искусство: Аслан Чехоев работал с Маратом Гельманом, Евгением Поповым, галереями «Триумф», «Айдан». В первый же год «Новый музей» представил серьезную выставку «Арефьевского круга» — это было важнейшее художественное явление в жизни Петербурга. Борис Смелов, Виталий Пушницкий, Анатолий Белкин, Константин Худяков – знаковые имена петербургской, российской культуры были представлены в музее Аслана Чехоева. 

Все искусствоведы и арт-критики отмечали высокий уровень проведения выставок в «Новом музее»: для создания каталогов привлекались сотрудники ведущих музеев Петербурга, к созданию временных экспозиций привлекались кураторы музея, имевшие специальное образование и опты работы. И все отмечали бескорыстие и щедрость основателя музея и владельца коллекции. Сам Аслан Чехоев всегда говорил, что никогда не обращался за помощью к государству, надеясь только на собственные силы. Но сам участвовал в финансировании Премии Сергея Курехина, который проводится одноименным государственным центром современного искусства. И сейчас, после безвременной кончины своего основателя, «Новый музей» продолжает строить планы на будущее.

Аслан Чехоев похоронен на Смоленском кладбище. 

Наталья Шкуренок

Евгения Петрова, заместитель директора Государственного Русского музея:

-Безумно жалко человека, который так много сделал для культуры, причем, бескорыстно – таких людей крайне мало в нашем окружении. И когда кто-то уходит, это большая трагедия для нас всех. Не только для Петербурга – такие люди уникальны, их всем нам не хватает. 

Александр Боровский, заведующий Отделом новейших течений ГРМ:

-Хотел бы особо отметить два момента – Аслан Чехоев собрал правильную коллекцию. Он рос вместе с коллекцией, у него с годами развился великолепный вкус, и поэтому у него в коллекции нет провалов, это такое конвенциональное собрание, правильное. Я не против коллекций по личным вкусам, но они не всегда бывают интересными. А у Аслана все было правильно – собраны нужные вещи, он долго их выбирал, делал это тщательно, хотя он не был олигархом, и ему эта коллекция давалась не очень легко. Но он всегда давал вещи в музей, когда мы просили на выставки. Очень важно и другое – вот умер человек, который отрывал от себя, отказывал в чем-то себе, но создал интересную коллекцию, настоящий музей. А ведь сколько людей, неизменно богаче его, и куда уходят их энергия и деньги!? В оффшоры? В детей, которые бесятся от безделья и жира? В банальные яхты? Люди, которые коллекционируют искусство, оставляют заметный след в жизни, их детям будет чем гордиться. Это актуально во всем мире – посмотрите, в любом американском музее висят вещи, которые переданы туда в дар честными коллекционерами и собирателями, их имена навсегда останутся в истории этих музеев, а внукам и правнукам это – гордость за своих предков. 

Аслан Чехоев пошел правильным путем – он создал свой музей, очень нужный в нашем городе, где, в отличие от Москвы, больше и нет такого рода частных музеев. Теперь вещи из его коллекции всегда будут нести этот след – они собраны Асланом Чехоевым. Это очень важно и для России – сейчас столько негатива вокруг, а он выбрал такой правильный и красивый путь. Конечно, очень горестно от этой потери, но его жизнь – достойнейший пример для всех, его потомкам есть чем гордиться.

Вадим Григорьев-Башун, петербургский художник:

-Когда я вспоминаю Аслана Чехоева, у меня возникают ассоциации с Лучано Паворотти – он был такой же солнечный, от него исходила позитивная жизненная энергия. От Аслана тоже исходили тепло и позитив. Его роль в культурной жизни не только Петербурга, но и России не переоценить – ведь он рискнул открыть первый в нашей стране частный музей современного искусства. У нас много галерей, но статус музея получила только коллекция Аслана Чехоева. Она настоящий ценитель, меценат, он сделал свой музей по европейским стандартам – мои друзья из Германии, которых я приводил в Новый музей, были реально потрясены его высоким уровнем. Уверен, что новый музей должен носить имя Аслана Чехоева, и очень надеюсь, что его семья продолжит это благородное дело.