Паркер Корнелия

Корнелия Паркер (Cornelia Parker) – британская художница, наиболее известная своими инсталляциями. Корнелия родилась в Чешире (Англия) в 1956 году. Художница получила степень бакалавра в Университете Вулверхемптон и степень магистра в университете в Рединге, а также имеет звание почетного доктора в нескольких университетах Великобритании.

Корнелия с детства занималась тяжелым физическим трудом на ферме своих родителей, фактически выступая в роли мужчины – «суррогатного сына», как называл ее отец. В школьные годы она не получила художественного образования, однако уже в детстве ощутила в себе тягу к творчеству, и несмотря на уготованную родителями судьбу, Корнелия решила стать художником.

Корнелия Паркер утверждает, что все идеи для работ появляются у нее интуитивно, она лишь позволяет предметам «собраться» в голове в какую-то картину, нелогично и беспорядочно. Взорванный деревенский сарай, разбросанные по полу куски железа, трещины на стене – с этим она отождествляет свое отношение к миру и к человеческой жизни: хрупкость, ломкость и недолговечность всего, что нас окружает. Основным инструментом в ее творчестве является наблюдение за миром вокруг, в результате из незамысловатых и повседневных предметов и явлений рождается произведение искусства. Корнелия не любит работать в студии из-за того, что, по ее мнению, все самое важное и достойное внимания происходит за ее стенами: во время поездки в машине или прогулки по городу.

Одной из наиболее знаковых и известных работ Корнелии Паркер, по которой можно угадать почерк художницы, стала инсталляция «Холодная темная материя: наблюдение за разрушением» (Cold Dark Matter: An Exploded View, 1991).

Cold Dark Matter: An Exploded View, 1991

Для создания этой работы солдаты Британской армии взорвали сарай, куски которого, после взрыва, Корнелия подвесила в зале галереи в Лондоне, а в середину поставила лампу. В результате обгоревшие брусья отбрасывали тени на стены зала. Причину, по которой Корнелия выбрала именно сарай, а не любое другое сооружение, она объясняет желанием представить что-то простое, знакомое людям, с чем они могли бы себя сравнить. В сарае люди не живут, но держат либо редко используемые, либо ненужные им вещи. Взорвав, а затем подвесив куски дерева, Корнелия Паркер стремилась дать разрушенному предмету новую жизнь. Название же родилось у художницы как попытка объединить два непохожих друг на друга явления. Темная материя – нечто во вселенной, о существовании чего ученые знают, но чье точно местоположение не могут определить. Возникающие у художницы ассоциации с этим названием чаще связаны с психологическим состоянием человека – депрессией или тоской. Вместе с тем «наблюдение за взрывом» - это что-то конкретное, логичное и поддающееся объяснению. Корнелия Паркер хотела организовать хаотичное и неподдающееся контролю явление.

Другая работа в привычном для Корнелии Паркер стиле – «Тридцать кусков серебра» (или точнее «Тридцать серебряников», поскольку это название – ссылка на библейскую историю о предателе Иисуса Иуде Искариоте, получившем за свое злодеяние 30 серебряников). В своей привычной манере художница с помощью парового катка спрессовала предметы из серебра (в основном посуду), соединила в тридцать кругов и подвесила примерно в полуметре от пола. Все предметы, ставшие частью произведения искусства, раньше имели какое-то назначение, кому-то принадлежали. Теперь они плоские, никому не нужные, но отныне играющие свою изначальную роль – куска металла. Тема разрушения, предательства, смерти и возрождения соседствует и с желанием художницы изменить положение предмета в пространстве: из трехмерных тарелки и ложки становятся двухмерными.

В этом же стиле были созданы работы «Альтер-эго: бессознательное чайника» (Alter Ego (Tea with Unconscious), 2012), «Бездыханные» (Breathless) и «Бесконечный канон» (Perpetual Canon, 2004) – это подвергшиеся прессовке серебряный чайник и медные духовые инструменты.

Thirty Pieces of Silver (1988)

Вместе с известной британской актрисой Тильдой Суинтон в 1995 Корнелия Паркер организовала перформанс «The Maybe» - актриса должна была спать по 8 часов в день в стеклянном ящике посреди зала галереи Серпентайн в Лондоне. Идея принадлежит Тильде Суинтон, Корнелия же помогла в реализации первого перформанса, который актриса повторила в 1996 и 2013. Первой ассоциацией, которая пришла в голову Корнелии Паркер после предложения Суинтон, была картина английского художника Генри Уоллиса «Смерть Чаттертона»: Тильда в ее глазах была очень «прерафаэлитской». Но нарядить актрису в пышные одежды она не рискнула, чтобы не превратить арт-объект в театральную постановку. В результате Тильда Суинтон лежала в своей собственной простой одежде и спала на глазах у зрителей.

The Maybe, 1995

Henry Wallis, «The Death of Chatterton» (1856)

В рамках выставки Days Like These в музее Тейт Британия в Лондоне Корнелия Паркер создала из известнейшей скульптуры Огюста Родена «Поцелуй» новое произведение – с другим смыслом. Она обмотала целующихся влюбленных белой веревкой длиною в милю, полностью скрыв их лица. Свое решение она объяснила желанием сделать акцент не на романтике и нежности любви, а ее на сложностях и противоречиях. Связывающие двух людей веревки – отношения – могут не только объединять их, но и сковывать, удушать. Несмотря на то, что никаких повреждений скульптуре художница не наносила, многие зрители сочли ее работу неуважительной по отношению к великому скульптору, а один из ярых противников концептуального искусства даже срезал веревки в знак протеста.

The Distance (A Kiss with String Attached) (2003)

Auguste Rodin, «The Kiss» (1901-04)

Свою страсть к неровностям, осколкам, трещинам и шероховатостям, которую художница называет одной из своих основных, Корнелия представила в серии фотографий под названием «Тюремная стена: побег» (Prison Wall Abstract (A Man Escaped), 2012 – 2013). На 12 фотографиях запечатлены части стены Пентонвильской тюрьмы в Лондоне, трещины на которой зашпаклевали за несколько минут до съемки. Помимо абстрактной составляющей произведения, оно интересно еще и тем, что в тот же день из здания тюрьмы сбежал преступник, перебравшись через ту самую стену.

Prison Wall Abstract (A Man Escaped), 2012 – 2013

Благодаря Корнелии Паркер в английском городе Фолкстон теперь есть свой вариант всемирно известной скульптуры Русалочки в Копенгагене. Художница пришла к выводу, что идеализированный персонаж из сказки не современен – и решила создать новую, реалистичную версию, пригласив для позирования самых простых жительниц Фолкстона. Кандидаток было много, но Корнелия выбрала Джорджину Бейкер – женщину среднего возраста, мать двоих детей. Скульптура олицетворяет естественную, «повседневную» красоту, реалистичность и современность в образе «женщины 21 века». Скульптура является постоянной экспозицией в городе Фолкстон.

    

В 1997 году Корнелия Паркер была номинирована на Премию Тёрнера, а в 2010 получила Орден Британской империи.

В коллекции Корнелии Паркер еще много оригинальных работ, созданных в концептуальном стиле и отражающих отношение художницы к миру и к искусству.

Источники: Frith Street Gallery, The Guardian, The Telegraph, frithstreetgallery.com, Tate, wikipedia.org

Материал подготовила Анна Меликян

Cornelia Parker