Петров-Водкин и окрестности

В Корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка «Круг Петрова-Водкина». 

На экспозиции представлено более 200 живописных и графических работ из собраний разных музеев – ГРМ, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Московского музея современного искусства, Научно-исследовательского музея РАХ, Государственного музея изобразительных искусств Татарстана, частных коллекций. 

В «круг Петрова-Водкина» входили в разные годы Павел Голубятников, Израиль Лизак, Алексей Пахомов, Александр Самохвалов, Леонид Чупятов, многие другие мастера – его ученики, единомышленники, последователи, подражатели. Все они оставили значительный след в истории российского искусства, хотя творческие судьбы у многих из них сложились трагически, и долгие десятилетия их работы не были известны широкому кругу зрителей, нередко о них знали только отдельные специалисты. На выставке в Корпусе Бенуа можно увидеть десятки работ, впервые представленных любителям искусства. Среди имен художников есть малознакомые или и совершенно неизвестные публике имена. 

-Наконец пришло время обратиться к Петрову-Водкину, с которого начиналось такое искусство XX столетия, которое в разное время называли формализмом, - сказала на открытии выставки Евгения Петрова, заместитель директора ГРМ по научной работе. – Трудами многих людей – в первую очередь, собирателей, коллекционеров, проявивших свою любовь к искусству не только привязанностью к нескольким громким именам, здесь собраны работы художников, имена которых вы впервые услышите на этой выставке, произведения, которые вы наверняка не видели и увидите впервые. 

С начала XX века Кузьма Петров-Водкин стал активно заниматься преподаванием: в 1910 году лев Бакст привел его в качестве педагога на замену себе в школу Елизаветы Званцевой. Новый преподаватель быстро завоевал симпатии и популярность среди молодых художников, оброс широким кругом последователей и, фактически, создал собственную школу живописи, отличавшуюся выразительной и оригинальной стилистикой. 

«Званцевцы» составили основной, самый близкий и обширный круг единомышленников Петрова-Водкина, они и сами оказывали немалое влияние на творческое развитие мастера. На выставке в ГРМ представлены работы Фавсты Шихмановой, Магды Нахман, Владимира Дмитриева, Бориса Эрбштейна, Леонида Чупятова, Надежды Лермонтовой, Раисы Котович-Борисяк – большую часть этих работ зрители увидят впервые. С 1918 года Петров-Водкин преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (ПГСХУУМ), и здесь вокруг него тоже собрался круг учеников и последователей – Александр Лаппо-Данилевский, Петр Акиншин, Павел Голубятников, Бенита Эссен, Александр Самохвалов, Николай Ионин, Лев Британишский и многие другие. Система обучения, разработанная Петровым-Водкиным была в начале 20-х годов фактически единственной отработанной и отрефлексированной учебной системой, ее влияние на свое творчество отмечали даже те студенты, будущие художники, которые не входили в число его официальных учеников. 

-Все любят Петрова-Водкина, что такое его школа – всем более-менее понятно – это трехцветная гамма, работа в монохроме и прочие детали, - говорит Александр Боровский, заведующий Отделом новейших течений ГРМ.  – А вот круг – нам самим надо было отрефлексировать это понятие. Это даже гораздо интереснее – переклички, диалог, обращение к каким-то серьезным тематическим аспектам, взаимное влияние художников друг на друга. 

Организаторы и кураторы постарались отразить на выставке основные аспекты этого понятия – круг Петрова-Водкина. Во-первых, здесь широко представлены работы первого круга учеников мастера, тех самых званцевцев, которые оказались самыми творчески вольными и независимыми, но очень близкими по духу, колориту и философии своего учителя. Впервые зрители увидят работы Магды Нахман, как и некоторые из картин Надежды Лермонтовой – она не была непосредственной ученицей Петрова-Водкина, но много работала рядом с ним. Холодный, даже жесткий колорит работ Фавсты Шихмановой, сомнамбулические фигуры Евгении Благовещенской, фантасмагорические работы Леонида Чупятова, наполненные трагическим смыслом картины Алексея Зернова. Его работы, как и натюрморты Михаила Вербова, художника, упоминаемого во многих мемуарах, но почти не оставившего материальных следов своей творческой жизни,  впервые представлены широкой публике. 

-Круг, на мой взгляд, это определенные общие для мастеров художественные ходы, цветопонимание, мифология, - говорит Александр Боровский. – Это особенно видно в работах Зернова, Чупятова, Благовещенской: сомнамбулическая погруженность персонажей в свой мир, полное отсутствие контакта с советской реальностью, простые процессы типа ловли рыбы – это библейские мотивы, уход от назойливых идеологических штампов того времени. Поэтому их работы никуда не брали, поэтому часть из них сломалась, поэтому эти имена до сих пор остаются в неизвестности. 

На выставке в ГРМ представлены и работы самого Петрова-Водкина. Который и сам, несмотря на присвоенное ему в 1930 году звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, не был избалован персональными выставками. Первая состоялась в 1936 году в Москве и Ленинграде, и была посвящена 30-летию его творческой деятельности. Но на ней, к сожалению, не были показаны многие этапные работы мастера – эскизы к спектаклям, полотна разных периодов творчества, такие, как «Купанье красного коня», «У гроба В. И. Ленина», «Работница» и «Материнство». В 1966 году Русский музей открыл вторую персональную выставку Петрова-Водкина, которая представила все периоды его творчества. 

Выставка «Круг Петрова-Водкина» продлится до 22 октября 2016 года. 

 

Текст и фото: Наталья Шкуренок