Полина Жадько: «Реальные явления нашего мира оказались гораздо интереснее научной фантастики…»
В конце мая в BIS ART GALLERY на Винзаводе прошла персональная выставка Полины Жадько «Изыскания в кванте». Кондрякова Полина побеседовала с художницей о жизни в Японии и Южной Корее, связи искусства и философии с квантовой физикой и возможностях абстрактной живописи сегодня.
Текст: Кондрякова Полина
Фото: Пресс-служба Винзавода
Полина, ты достаточно продолжительное время жила в Японии, а потом в Южной Корее, можешь немного рассказать об этом?
Все началось с моей детской любви к аниме и японской культуре. Кроме того, с Японией и Кореей меня связывает достаточно личная история. Как-то одноклассница показала мне клип южнокорейского певца G-Dragon (Квон Джи Ён), и неожиданно для самой себя я в него буквально влюбилась и решила обязательно познакомиться. Когда в старшей школе я поняла, что есть возможность поехать учиться в Токио, я начала искать разные способы это сделать. Так, после одиннадцатого класса я сразу уехала в языковую школу, где изучала японский язык и современное искусство. Там же я начала сотрудничать с модельным агентством, где проработала около года. После двух лет в Японии я вернулась в Москву, поступила в модельную школу Вячеслава Зайцева, но, как оказалось, в России работа моделей не слишком востребована. Поэтому я достаточно быстро поступила в Сеульский Национальный Университет, чтобы изучать корейский язык. Именно в Сеуле я поняла, что хочу заниматься живописью.
Полина Жадько. Фото Элита Гольцман
Как на тебя повлиял этот опыт взаимодействия с восточными культурами, погруженность в совершенно иную среду?
Я не могу сказать, что переезд в Японию был для меня резким переходом в совершенно другое пространство. Еще до своей поездки я была полностью погружена в их культуру, когда я приехала, это была для меня абсолютно родная страна. Там мне было гораздо легче, чем в Москве, и общаться с людьми, и понимать особенности взаимодействия в обществе. Южная Корея наоборот была для меня совершенно новой страной, о которой я ничего не знала, но которую очень быстро полюбила. Наверное, именно это ощущение «другого» дало толчок к тому, чтобы преобразовать свои эмоции в искусство.
Какие были первые выставочные проекты?
Изначально я занималась искусством для себя, а когда набралось достаточное количество работ, стала искать возможности их выставить. Так я узнала о выставке-конкурсе «Санкт-Петербургская неделя искусств». Честно, я практически ничего не ожидала, но две работы заняли призовые места. Для меня это был знак, что необходимо продолжать, в этот момент пришла какая-то серьезность по отношению к собственному творчеству. Я начала развивать социальные сети, мне начали приходить предложения о сотрудничестве от галерей. Огромной радостью было приглашение на ярмарку Art Shopping Paris в Лувре, которая должна была пройти в 2019, но из-за пандемии состоялась только в 2021 году. Живопись стала моей основной деятельностью, и последние четыре года я в общем-то занимаюсь только этим.
П. Жадько. Что есть мы? 2022.
Расскажи о проекте «Изыскания в кванте», как родилась эта идея?
Все началось с того, что в прошлом году я прочитала книгу Джо Диспенза о силе подсознания. Меня абсолютно поразил сюжет об электронах, которые исчезают и появляются в пространстве и меняют свою структуру в зависимости от того, какое за ними производится наблюдение. Тогда мне захотелось подробнее изучить квантовую физику, в которой я неожиданно увидела переклички с собственной жизненной философией. Реальные явления нашего мира оказались гораздо интереснее научной фантастики. В этом проекте мне хотелось соединить два явления: черные дыры, которые для меня являются абсолютным воплощением глубины, и мельчайшие частицы, которые условно противоположны черным дырам. Из мысли о том, что и то и другое реально существует, но человек не может как то воспринять, увидеть эту материю, по крайней мере без посторонних приспособлений, и родился настоящий проект.
Вид экспозиции «Изыскания в кванте»
Несмотря на достаточно обширную научную базу, ты все таки работаешь с абстрактной живописью. В чем для тебя проявляется связь между физикой и выбранным художественным языком?
Заниматься абстракцией я начала еще в Корее. Ее притягательность для меня заключается в возможности нахождения бесконечного количества интерпретаций. Отсюда и прикрепленные к работам вопросы на табличках, которые одновременно являются названиями. Я хочу, чтобы задаваясь этими вопросами, зритель мог погрузиться в область собственного чувственного восприятия, не ограничивал себя единственно предложенным образом, а скорее находился в процессе поисков в самом себе, как относительно физики, так и философии или даже эзотерики. Как мне кажется, абстракция для этого наиболее релевантное средство. Хотя я работаю и с инсталляцией, для меня это не менее интересно.
П. Жадько. Где же ты? 2022
Есть ли дальнейшие планы по развитию этого проекта?
Да, безусловно, за полгода, которые я работала над ним, пришло осознание, что у проекта есть невероятный потенциал для развития. В соавторстве группой физиков мы работаем над книгой «Квантовая физика через искусство». Кроме того, есть идея масштабировать проект, наполнить его большим количеством инсталляций и VR, чтобы погружение зрителя в саму идею было более полным. Сейчас мы обсуждаем это с Центром Современного Искусства МАРС. Вообще, чем больше я изучаю эту тему, тем больше у меня идей и тем интереснее становится мне самой.
П. Жадько. Существуют ли частицы Бога? 2022.
Сейчас ты работаешь и реализуешься в России, в чем для тебя заключается основная разница между российским арт-сообществом и Японией или Кореей?
Больше всего для меня это касается подходов к реализации проектов современного искусства. Такое ощущение, что у нас их еще не до конца научились делать. Зачастую есть белые стены галереи, картины, несколько объектов и все. В Японии и Корее такое, конечно, тоже присутствует, но гораздо меньше. В большинстве случаев там стремятся задействовать все выставочное пространство и погрузить человека в атмосферу проекта. Кстати, именно поэтому мне импонирует МАРС, где эта тенденция тоже есть. Пожалуй добавлю, что лично для себя я не вижу это как ограничивающий фактор для собственного развития, скорее, как возможность сделать что-то свое, совершенно новое.
П. Жадько. Во что это сложится? Фрагмент. 2022.