Проект ArtStream от Винзавода: арт-мир без розовых пони
Центр современного искусства Винзавод запустил интересный, крутой и полезный проект ArtStream — онлайн-эфиры о насущных для начинающих (и не только) художников вопросах: сколько стоят мои работы? Как заинтересовать галерею? Что надо сделать, чтобы меня заметили? Как самому стать коллекционером?
Каждую субботу основательница ЦСИ Винзавод Софья Троценко приглашает профессионалов арт-сообщества побеседовать о наболевшем и в прямом эфире честно ответить на наиболее волнующие художников вопросы.
Экспертами первых двух эфиров выступали: галерист и арт-дилер Дмитрий Ханкин; владелец одной из самых успешных российских галерей pop/off/art Сергей Попов; художница, галеристка, профессор МГАХИ им. Сурикова Айдан Салахова; искусствовед, куратор, основательница галереи XL Елена Селина; коллекционер, сооснователь галереи «Триумф» Емельян Захаров; директор LH Art Consultancy Александр Бланарь.
Мы крайне рекомендуем посмотреть эфиры целиком на Ютубе (ArtStream #1 и ArtStream #2), но для любителей почитать мы с Винзаводом собрали ответы на самые популярные вопросы.
(Вниманию людей с тонкой душевной организацией: некоторые ответы могут вам показаться грубоваты и резковаты. Ну вот такой он, арт-мир).
Какие 3 стратегических действия должен совершить художник, чтобы быть замеченным?
Айдан Салахова:
1. Сделать большое количество хороших работ.
Если у вас нет материала, с которым вы можете выйти в мир, то лучше и не выходить. Если вы начинающий художник, и у вас еще идет стадия развития, то лучше не выставлять свой проект сразу, чтобы через 10 лет не было стыдно. Сначала поваритесь немного во всем, ведь суть не в том, чтобы просто быть замеченным. Это неправильная стратегия. Лучше постепенно внедряться в художественные круги.
2. Завести аккаунт в Instagram.
Важно, чтобы после первых профессиональных успехов про вас все еще помнили. Показывайте своей публике, что работаете постоянно.
3. Никуда не исчезайте, работайте постепенно и регулярно.
Профессиональный художник отличается от случайного тем, что вне зависимости от наличия денег, он всегда будет творить даже просто сам для себя. Вы должны делать то, что доставляет вам удовольствие, и только потом думать, что с этим продуктом делать – тогда и разочарований не будет. Многие художники очень ошибаются, думая, что сейчас они сделают что-то и будут сразу счастливы и богаты – такого не бывает!
Как художнику понять сколько стоят его работы?
Елена Селина: вообще, все рыночные процессы, как ни странно это звучит, очень простые. Ну вот как я, например, в своей галерее пытаюсь понять, сколько стоит молодой художник.
Сначала ставится минимальная цена. Если произведения этого художника по этой цене начинают интересовать минимум трех человек, это уже хорошо. Когда количество интересующихся увеличивается, цену начинаю постепенно повышать. И, как правило, этот механизм работает со всеми художниками.
Безусловно, на цену должны влиять в идеале: удачная выставка, удачная выставка в музее, интерес на ярмарке — многие молодые художники впервые начинают продаваться на ярмарке.
Такой феномен был со Светой Шуваевой. Я с ней не работаю, но у меня был проект «Только бумага» - мы показывали там рисунки. Ее выставка была запланирована на ноябрь, а ярмарка была в сентябре. На нашем стенде «Только бумага» я показала пять рисунков Светы, все они были куплены.
Емельян Захаров: ну, я считаю, что тут трудно что-то добавить, потому что это универсальный стандартный механизм. Хотя в моей практике было, когда я вдруг сошел с ума и вижу, что этот художник, на мой взгляд, потрясающий. Сразу ставишь на него относительно высокие цены (а в условиях российского рынка высоких цен нет), и тебе удается своим энтузиазмом заразить коллекционеров. Но это эксклюзивный случай, чаще всего, конечно, механизм универсален, он стандартный, и Лена его очень четко описала.
Рынок искусства подчиняется общеэкономическим законам. Цены на искусство устанавливаются в результате баланса спроса и предложения. Открытые аукционные продажи – наиболее яркая иллюстрация этого правила.
Ксения Подойницына: Особенность арт-рынка в том, что при ценообразовании учитываются как понятные, легко исчисляемые факторы: размер работы, техника (живопись, графика, фото), тираж (для тиражной графики или фоторабот), так и факторы, которые не поддаются простой количественной оценке: признанность автора в арт-сообществе, актуальность работы в современном контексте. Мы в своей работе опираемся и на количественные показатели — аукционная история работ автора, и на комплекс качественных оценок, например, рейтинг InArt.
Какие шаги надо совершить художнику, чтобы его представляла галерея?
Емельян Захаров: просто присылаете свои резюме и работы в галереи. Вот у нас в «Триумфе» существует кураторский борт, они смотрят новых людей с утра до вечера, им только за это платят. Присылайте!
Елена Селина: тоже ничего нового не скажу, присылайте, но и приходите тоже. Всегда можно договориться об отдельной встрече. Единственное, у меня вот работает всегда человеческий фактор — когда художник не подходит галерее по формату и программе, а ты должен ему об этом сказать. Поэтому я присоединюсь к Емельяну, что лучше, конечно, сначала прислать.
Но еще очень бесит, что многие не изучают, чем занимается галерея, прежде чем идти и присылать. Хотя бы изучите, и тогда, может, не будете получать отказы. Я готова рассмотреть ваше творчество, но давайте и вы меня будете уважать. Не тащите мне цветочки! В Москве 238 галерей, в 220 из них можно эти цветочки продать, а у меня нет! Меня это, честно говоря, задевает как человека, ведь это же трата моего времени!
Софья Троценко: да, это важный совет молодым художникам: посмотрите, на чем специализируется галерея. Посмотрите на художников, которые там уже есть и сопоставьте себя с ними. Есть сайт галереи, на котором это важно и хорошо прослеживается.
Как и где галеристы ищут новые имена?
Галеристы ездят по мастерским, художники нам пишут и присылают резюме. Это работа. Как любой геолог мечтает найти самое большое месторождение чего-нибудь очень ценного, так и галерея мечтает найти молодого талантливого художника, из которого вырастит величайшее мировое имя. Где ищем? Везде.
Какие программы поддержки существуют для российских художников?
Обратите внимание на новую программу грантов для художников от Департамента культуры города Москвы, который медленно, но верно поворачивается в сторону современного искусства; если вы ищете мастерскую, то две программы для вас от Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина и музея «Гараж».
А если вы ищите не только мастерскую, но и образовательную программу, то Открытые студии Винзавода. Также резиденцию предоставляет фонд Jart (для примера посмотрите проект Егора Федоричева). Для первой выставки подходят программа Старт и «Молодые львы» галереи «Триумф».
Для уличных и не только художников идеальны проекты фонда Ruarts, которые выделяют гранты и проводят аукционы. Также персонально гранты выделяют «Гараж» и новый фонд «Четверг».
Существует ли коммерчески успешные направления в творчестве на сегодняшний день и где грань? Существует ли она между коммерчески успешным проектом и талантливой работой художника?
Елена Селина: Наверное, есть какое-то коммерческое направление в том смысле, что огромная масса художников рисует в стилях, уже кем-то созданных, и, наверное, это продается лучше, потому что понятнее. Если вы будете делать пейзажи, наверное, кому-то это будет нужно и, наверное, большему количество людей, чем когда вы делаете сложное искусство, и сначала людям нужно его понять.
Однако в нашем сегменте, в сегменте современного искусства, этого различия нет. Как вы это себе представляете: «сейчас я быстро сделаю коммерческую работу»? Это значит, что ты — человек, который как бы ложится под вкусы публики в надежде заработать определенную сумму. Все-таки селекция какая-то есть, и есть люди, которые занимаются этим неприятным словом — «актуальное искусство». И это либо продается, либо нет. И еще бывает, что что-то продается сегодня, а завтра — нет, или наоборот. Это рынок, это судьба.
В сфере визуального искусства есть жесткая визуальная иерархия, то есть, кто решает, кто хороший художник, а кто плохой?
Елена Селина: Никто не решает, на самом деле. Есть просто, например, взрослый художник и то, чем он занимается, он делает всю жизнь. Чем больше хороших выставок у него на этом пути жизни, тем лучше.
Сказать, что есть некий злодей и некое мировое сообщество, которое за кадром назначает, кто в эту иерархию достоин войти, а кто нет — такого нет. Никто никого не назначает. Конечно, здесь есть фактор удачи. Если вы находите своего куратора, с которым у вас совпадает точка зрения на искусство, или галерею, которая берется вам помогать, то, конечно, вы быстрее окажетесь внутри художественной ситуации. Есть некое поле, в котором, грубо говоря, 200 человек, и, безусловно, ежегодно это поле пополняется. Если оно не будет пополняться свежей кровью, то оно просто умрет.
Какова психология поведения по взаимодействию с новыми авторами в послевирусной период?
Ксения Подойницына, директор проекта InArt: Покупатели стремятся найти интересные онлайн-форматы, например, аукционы или спецпредложения, чтобы выгодно купить работы. Новых авторов покупают менее охотно, чем тех, кто уже известен коллекционерам. Все взаимодействия переходят в онлайн, а для молодого художника это значит, что повышается необходимость развивать свои социальные сети, участвовать в активностях галерей, искать open-call, ну и так далее. Важна узнаваемость. Пусть будут продажи, даже за совсем небольшие деньги, чем совсем никакие. Не нужно стесняться делать из своих личных стараний профессиональное портфолио и даже витрину своей деятельности, пропадать из поля видимости и терять активный темп работы.
Какие вопросы сейчас больше всего волнуют владельцев коллекций? Изменилась ли как-то специфика работы с клиентами-коллекционерами?
Сергей Попов: Если речь идет о нынешнем кризисе, то еще ничего не успело произойти. Прошел всего месяц с небольшим и типологически ничего для коллекционеров не должно поменяться. На то они и коллекционеры, чтобы удерживать ситуацию стабильной на протяжении многих лет, десятилетий. Коллекционирование — это вообще занятие на долгие десятилетия.
Конечно, чем все всегда озабочены, если говорить о монетарной стороне, то это ликвидностью работ. Это вопрос довольно абстрактный, повисающий, потому что во времена кризиса у всего падает ликвидность. По идее, она не должна падать или валиться у топовых художников и важнейших, ключевых работ; но проверить это можно только одним способом — продав их. Однако продавать работу не желательно в кризис. Продавать ее нужно тогда, когда за нее могут дать максимальные деньги. Как бы это такой повисающий вопрос. По-хорошему, для начинающих коллекционеров хорошее время сейчас в кризис, потому что какие-то работы можно приобрести с дисконтом, а опыт предыдущих кризисов учит нас тому, что хорошие работы не продаются сильно дешево и могу даже подорожать.
Дмитрий Ханкин: Если мы имеем дело с системными коллекционерами — это, как правило, люди довольно богатые. У богатых много проблем и обязательства у них серьезные; серьезнее, чем наши. Соответственно, люди озабочены не собственными коллекциями, которые для них хобби. Люди озабочены валящимися огромными предприятиями, гигантскими застрявшими сделками, нарушением товарных цепочек и других вещей.
Хочу добавить, что у нынешнего кризиса несколько иная природа. Я согласен с Серегой, что мы еще не вошли в кризис. В кризис мы войдем летом. И это будет не финансовый кризис, а невероятный по размеру экономический кризис, с каким мы еще не сталкивались в этой жизни. Сейчас столкнемся и получим опыт с противоядием. Поэтому коллекционеры в основ озабочены бизнесами, генерирующими деньги на поддержание коллекций. Их сейчас не заботит ликвидность их работ. Это будет заботить арбитражных управляющих и кредитные организации, которые с остальным имуществом захватят и это часть. Они придут к нам посоветоваться.
Если человек хочет начать коллекционировать, с чего ему начинать? Меня интересуют работы, которые на самом деле талантливые прогрессивные, а не для монетизации.
Айдан Салахова: Я считаю, что начинать надо с эмоциональной покупки. Нужно разграничить: до 100 тысяч я покупаю все, что мне нравится, а после 100 тысяч я буду советоваться с профессионалом, покупать в галерее.
Сергей Попов: Я бы хотел услышать мнение от Сони по этому поводу. Ты же коллекционер. У тебя тоже были какие-то собственные критерии отбора или у твоих друзей, знакомых. Как это происходило?
Софья Троценко: Я тут поддержу Айдан. Во-первых, нужно преодолеть вот этот первый страх спрашивать и задавать вопросы. Здесь насмотреность и знакомство с людьми играет роль. В какой-то момент ты покупаешь, что тебе нравится, но с определенной цены ты уже делаешь серьезные решения через инвестиции. Это, конечно, лучше делать через галереи или на ярмарках. Вопрос доверия галереям, их опыту и экспертной оценки важны на арт рынке.
Емельян Захаров: На самом деле, сначала нужно походить по музеям и понять, что тебе нравится. Потом существуют разные маленькие аукционы, маленькие группы (типа «Шар и крест» в Facebook), есть Sample — такая чудесная история. Покупайте что-то маленькое, просто чтобы понять. Любая коллекция начинается с того, что человек просто пытается разобраться, что он любит и нужно ли оно ему. Коллекционирование — очень специальная деятельность, она требует особой организации мозга, любви к систематизации. Совершенно необязательно быть коллекционером, можно просто покупать искусство, чтобы украшать свой дом, свою жизнь и т.д. Я знаю людей, у которых есть фантастические работы, но они не коллекционеры, они просто закрыли те пространства в своей жизни, которые хотели закрыть искусством, и повесили туда супер работы самого высокого уровня. И на этом все.
Сергей Попов: Я тоже выскажусь. Мы какие-то разные вещи подразумеваем, когда говорим выбирать сердцем. Мы подразумеваем, что у человека уже выработалось чувство вкуса. Я, к сожалению, знаком с многими примерами начинающих коллекционеров, у которых вкус отсутствует напрочь. Вкус просто отсутствует как категория. Доверять себе в начальном периоде особенно нельзя, с этой точки зрения. Всегда можно найти то, что вам понравится из уже отобранного кем-то.
Я считаю, что подход выбора между противопоставлением талантливого художника и востребованного, неверный. Как правило, это сочетающиеся вещи. Я покажу примерную модель. Все хорошие художники в России тусуются возле ярмарки CosMoscow, потому что там собирается 50 галерей, которые уже произвели отбор и соответствуют общим стандартам. Дальше Вы поднимаетесь на ступень выше, на европейские ярмарки, и смотрите там количество русских художников. Например, это ярмарка в Вене…
Елена Селина: Знаете, вот просто взять и сказать, что «я вот такой невероятный человек и сейчас буду коллекционировать» — довольно глупо. Человек должен понимать, что ему хочется, что ему интересно. Как только начинаешь интересоваться каким-то художником, тебе интернет находчиво выбрасывает интервью с ним, статьи о нем. Ты начинаешь понимать, о чем художник думает и нужно ли тебе произведение этого автора. Но посоветовала бы просто — я вообще сторонник конкретных мер — вот, пожалуйста, есть группа в facebook «Шар и крест» , там продаются действительно очень качественные произведения. Стоят недорого — графика до 5 тысяч рублей и живопись до 10 тысяч. Хотя бы сначала посмотреть, а что собственно продается. Там действительно можно составить очень хорошую коллекцию. Стартовать надо оттуда.
Люблю искусство, хочу работать в сфере, с чего начать?
Ксения Подойницына: У любой профессиональной деятельности есть 2 пути: через теорию и через практику. Арт-менеджмент не является исключением. Это значит, что вы можете либо пойти получать образование (искусствоведение, кураторство, арт-менеджмент) или сразу попробовать искать практику, например, в галерее. Нужно понять, какой именно путь вас интересует: работа в галерее или музее, pr-специалист или куратор. А может, вас привлекает профессия арт-дилера? Какими навыками и сильными сторонами вы обладаете? Если, например, у вас уже есть знания по истории искусства, и у вас широкий круг общения, то вам подойдет, например, InArt Dealers Club. Если хочется работать именно в галерее, то не стесняйтесь писать напрямую. Если знаний пока мало, обратите внимание на институции, которые занимаются дополнительным образованием: РГГУ, RMA, Среда обучения и тд. Если сложно определиться, присмотритесь к стажировкам: Cosmoscow, Garage, Винзавод имеют отличные программы, во время которых вы сможете попробовать себя в разных ролях, не привязываясь к определенным обязанностям.
Мы обучаем будущих художников, какие советы вы могли бы дать именно педагогам, чему стоить обучать молодых художников в Вузах кроме самого ремесла?
Елена Селина: на мой взгляд, не зацикливаться только на ремесленной части, то есть, все-таки как только мы делаем скачок в ту или иную сторону, начинаются тут же искажения. Мы знаем многих художников, которые очень хорошо владеют ремеслом, но совсем не знают собственно современное искусство. Это очень важный вопрос. И наоборот тоже часто бывает, но так, как ни странно, легче, потому что если у тебя все-таки правильно работает голова, то выходы ты найти какие-то сможешь, а если ты просто ремесленник, то ты им и останешься.
Емельян Захаров: да, очень важно образование в области философии, истории искусства, вообще очень важно учить людей правильной ментальности: думать, широко смотреть, впитывать информацию. Историко-философское образование я считаю не менее важным, чем ремесло.
Я занимаюсь черно-белой жанровой фотографией. Есть ли интерес к этому направлению у галеристов и коллекционеров?
Емельян Захаров: ну смотрите, галерея «Триумф» практически не занимается фотохудожниками, но это не значит, что это плохое искусство, оно такое же важное и актуальное. Я вот знаю, что Ruarts занимаются фотографами, Братья Люмьер, есть просто галереи, которые занимаются этим жанром, к ним и надо обращаться.
Елена Селина: полностью согласна, у нас тоже нет такой специализации. На мой взгляд, фотография также требует довольно углубленных знаний, и надо обращаться в специализированные места. Черно-белая фотография еще бывает разная: бывает отвратительная, бывает великолепная. Надо говорить со специалистами в этих сферах. У меня вот есть только один фотограф — Игорь Мухин — у него сейчас будет выставка в МАММ, но это просто так сложилось, то есть я не думала идти искать какую-нибудь крутую фотографию.
Была такая группа «Актуальная фотография» в 1990-х и я понимала, что это очень специальная сфера, в которой действительно нужно знать историю, звезд. Я к фотографии отношусь скорее как пользователь. Вот есть Сапожников, но его я не показываю как фото, а все-таки как инсталляцию. Был проект Dance, где был задействован и танец. Он очень хороший фотограф, но я не беру на себя смелость. Просто продавать его как фотографа — это не моя цель.
Саша Бланарь: ну да, действительно, фотография — это отдельный вид искусства, у всех аукционных домов это выделено в отдельный департамент, это большой пласт, который действительно нужно изучать. Важно, как это напечатано, на чем. Если говорить про Россию, то здесь фотографию тоже, конечно, покупают. Это важное искусство.