Пространство само подсказывает идеи. Интервью с архитектором выставок Полиной Тимофеевой

В галерее PENNLAB последнюю неделю открыта выставка «Книга чудес» Игоря Елукова. Обозреватель ArtУзла Сергей Чебатков побеседовал с автором проекта о языках искусства, вреде антропоцентричности и самодостаточности космоса. Разговор об этом проекте нам показалось интересным продолжить с со-автором «Книги» Полиной Тимофеевой. Полина — архитектор выставок, куратор и художник из Санкт-Петербурга. В этом интервью она рассказывает, как о «кухне» именно этого проекта, так и о выставочной архитектуре вообще.

Интервью: Анна Крылова

Изображения предоставлены: Полиной Тимофеевой и Игорем Елуковым

 

- Полина, вы много работаете с художником Игорем Елуковым. Расскажите, какие задачи вы решаете?

- Да, у нас довольно слаженная команда, и мы вместе работали над «Книгой чудес». Сложно назвать конкретную профессию, в роли кого я выступала в этом проекте — одним словом не описать, что-то вроде «многозадачный художник-исполнитель».

Вот как, к примеру, происходит работа над созданием эскизов. Игорь рисует схему и описывает словами, как он себе представляет произведение, затем мы вместе ищем для него форму. Если форму найти не получается, то от идеи мы отказываемся. Мы находимся в постоянном диалоге, это не прекращаемая ни на день работа.

Мы делаем огромное количество дублей, которые сводятся к 2-3 хорошим кадрам, из которых должны оставить только один. На выбор можем потратить месяц, обсуждая часами. Пост-продакшн фотографий и допечатная подготовка, создание физических макетов или объектов для фотографий — все это тоже сфера моей компетенции.

А иногда и труд разнорабочего!  Например, выкосить поле осоки в озере или покрикивать на теленка, чтобы он не убежал. Физический труд сопровождает любые съемки. Иногда нужно управлять процессом, чтобы Игорь не отвлекался от камеры, а иногда, напротив, стоять за камерой, если он занят организацией кадра или какой-то физической работой, которую может сделать только он. Иногда я руковожу композицией (например, передвижением животных или координирую других исполнителей). А иногда просто приходится сидеть за инсталляцией и держать ее, чтобы ветер не снес.

В «Книге чудес» Игорь выступает как режиссер, руководя процессами, пускаясь в авантюры, которые, совсем не очевидно, что приведут к должному результату, но внутренний камертон позволяет ему достичь нужного образа. А когда фотография оказывается не точной, то он отказывается от нее, несмотря на вложенные усилия. При всей технической сложности, он не теряет из виду ясность образа, ради которого всё это было задумано.

Мы планомерно проделывали кучу «глупостей», которые требовали затраты ресурсов физических, моральных и материальных. Фотографии не имеют очевидной структуры их создания. Этапы могли быть довольно странные. Например, каждое утро в течение месяца проверять уровень воды в Финском заливе на интернет-ресурсе, систематично вылазками проходить побережье в поисках острова, а потерпев неудачу с этим, насыпать свой собственный, на Ладоге. Эта работа создавала определенный ритм жизни, наполненный несерьезными развлечениями, которые неожиданно складывались все вместе в фотографию.

Есть фотографии, которые не удались, но у меня до сих пор светлые воспоминание от поиска и исследования, необходимого для их создания. Например, о прогулках в гугл картах по штату Алабама и изучению специфического комьюнити местных фотографов. Все эти пазлы в конечном итоге собираются воедино и создают момент, который происходит в реальности, а фотографии является лишь его тенью. Рада видеть чудо во плоти.

- В итоге, вы выступили архитектором выставки Игоря в галерее PENNLAB. А на этот раз вы как работали? Было ли это со-творчество?

- Кроме того, что мы вместе работали над «Книгой чудес, у нас с Игорем уже был опыт работы, где он выступал куратором, а я архитектором. Обычно мне требуется время для изучения проекта и дальнейшая разработка его идей, но тут я уже находилась внутри проекта. По мере создания серии образ выставки будто сам сформировался.

«Книга чудес» — это пространство, наполненное зловещими знамениями конца и в то же время символами надежды. Это место, в котором не осталось человека. Мы создавали пространство тишины и уединения, в которое погружены монументальные образы.

Разработка концепции — это всегда работа в команде с художником. У художника обычно есть свои предложения. У кого-то больше, у кого-то меньше, но без диалога будет слишком много моей интерпретации, а задача состоит в том, чтобы раскрыть проект таким, какой он есть.

Найти концептуально точную форму, которая стала бы гармоничным пространством для проекта художника и являлась бы не «способом экспонирования», но как бы частью проекта, частью мира художника. Это может быть инсталляция, объект, или пространство. В данном случае, у Игоря было довольно четкое виденье, того, что он хочет. Оставалось найти формальное решение.

- Сложное ли пространство у галереи PENNLAB?

- С одной стороны, пространство галереи довольно легкое в работе, поскольку начинает диктовать свои правила, очень конкретные, с другой стороны, именно это может быть сложностью, но для нас оно полностью подходило. Здесь есть место для размаха. 220 м2 для 16 фотографий — то, что надо!

Пространство при создании концепции является одной из отправных точек. Здесь сохраняется специфика места, с которой мы начинаем работать, и она становится как бы соавтором проекта. Во внимание берется ритм элементов каркаса здания, материалы покрытия. Материал колонн довольно грубый и шероховатый. При этом, пол, залитый микробетоном, имеет потрясающую отражательную способность, которая создает глубину. Оголённая инфраструктура пространства гармонична ему, шероховатость сбивает пафос самого проекта.

- Что вам нравится в работе архитектором выставок?

- Концепция выставки — это создание цельной структуры, единого организма. Он может быть причудливым, но у него есть внутренняя логика и взаимосвязь всего со всем. Выставка является чем-то вроде руководства для зрителя. Но читает зритель это руководство не разумом, но непосредственным влиянием на его чувства различных средств, которые мы используем. Мне нравится, что художник и пространство задают контекст, в которых я могу использовать свои наработки, из чего получается синтез, в котором надо найти баланс автора, места и мысли архитектора. Мне нравится погружаться в проекты и искать зацепки (визуальные, смысловые), те линии, на которых мы можем основываться. Мне нравится работать с пространством, потому что оно само подсказывает идеи.  Это такое уравнение, которое надо решить.

- Нужно ли было что-то менять по ходу, работая над выставкой в PENNLAB? Все ли удалось воплотить?

- У нас изначально был проект, согласно которому мы двигались. В Москву приехали уже с конкретным планом. Еще в Петербурге сделали предварительные пробы, проведя эксперименты с различными материалами, проверяя их сочетаемость, стойкость и специфику каждого, чтобы выбрать необходимые и быть в них уверенными.

Первый день мы потратили на то, чтобы заготовки колонн расставить по своим местам, подвесить макеты снимков, проверили, все ли на своем месте. Было пару незначительных изменений, поскольку пространственные ощущения дают новый взгляд и необходимо оставаться гибкими, чтобы менять проект в зависимости от требований места. Никаких фатальных изменений, меняющих структуру работы, у нас не возникло, все шло по плану. Из поставленных задач, все удалось. Можно говорить о каких-то нюансах, но они не влияют на большую форму.

Пожалуй, единственное, что мне как архитектору, а Игорю как художнику, что хотелось бы видеть в экспозиции — это видео-работа, которая могла бы дополнить мир «Книги чудес», но мы так и не нашли возможности снять ее.

- Расскажите про другой ваш опыт работы архитектором выставок? Это узкая специализация. Пожалуй, не все художники, работая над собственными выставками, обращаются к архитектору, а у вас уникальный опыт и знания!

- Пространственное решение помогает погрузить зрителя в контекст проекта и легче понять язык художника, усиливает идею, перенося темы проекта в архитектурные объемы, давая зрителю необходимую оптику. Инсталляция так же может быть медиумом. В ней мы находим форму презентации проекта для зрителя, но не обязательно привязываемся к конкретному пространству.

Проект Дмитрия Васильева «Созвучие», куратор Игорь Елуков

В 2021 году меня пригласили выступить архитектором в групповой выставке «Дом» (куратор Катя Богачевская) на «Первой фабрике авангарда» в Иваново, в которой участвовали 7 авторов, с разными визуальными языками.

Нам дали большое пространство прямоугольной формы, с колоннами в центре зала. Стены из красного кирпича, дробный пол, имеющий свою причудливую геометрию, с керамическим «ковром» посередине. Вдоль двух стен — ряд окон. Мы искали выставочное решение для каждого автора отдельно, так как проекты были очень разные. Основным материалом стали ОСБ-панели. Это панели из прессованной щепы, теплого, золотистого цвета. Ее фактура, довольная активная, хорошо сочеталась с материалами пространства, при этом она создавала ощущение уюта в бывшем некогда промышленным помещении.

Единство материала, это то, что объединяет все проекты, несмотря на самобытность и разнообразие языков. В середине зала, мы создали композиционный центр из конструкций, вокруг которого развивается остальная экспозиция. Аляповатый плиточный ковер, который на первый взгляд может показаться неудобным для экспозиции, стал частью композиции и органично вписался в выставку, создав еще одно правило, он стал границами нашего «Дома». А пространство выставки условно поделилось на внешнее и внутреннее.

Половина стен — это большие окна, не дающие возможности экспонировать работы поверх них и создающие контр-свет, мешающий восприятию. Проект Игоря Самолета «Горячая кожа», состоящего из абстрактных фотографий кожи любимого человека, органично вошел в пространство и внес свой вклад в общее тело выставки. Мы напечатали его фотографии на цельном полотне длинной более 20 метров, которое повесили вдоль стен, перекрывая окна. Ткань рассеивает свет и заливает помещение теплым, красных оттенков светом. Через свет автор передает пространству своё настроение, свою близость. В тоже время, изолирует выставку, меняет вид из окна.

Для экспозиции проекта Икуру Куваджимы «Я, Обломов» выбрана серия автопортретов, каждый из которых помещен в ячейку, которая как бы является убежищем героя. Автор через призму самоиронии, рассказывает нам о таком культурном явлении, как «обломовщина», которое он экстраполирует на себя. Это простой способ презентации, который никак не интерпретирует проект художника, но помогает его показать.

Проект Кристины Сергеевой «Как Саша Литвинов ружье закапал», основан на семейном архиве и фотографиях автора. Мы создали двухстороннюю конструкцию, в которой расположены квадратные элементы. С одной стороны на них архивные фотографии, с другой современные. На отдельных элементах нет изображений, их поверхность создает необходимые паузы, как визуальные, так и смысловые. Зритель может самостоятельно складывать истории вращая изображения, подобно тому, как наше сознание вольно конструирует воспоминания, а общество конструирует собственную историю.

Проект Яны Романовой «Ожидание» — молодые пары — будущие родители, спящие в разных позах и интерьерах, снятые с высоты потолка. Мы сделали условные кроватки, это плоскости 70х70 см, на четырех колесиках, на которые нанесены фотографии. Мы смотрим на них сверху вниз, мы можем двигать их и перемещать по залу как вздумается. Этот тот элемент хаоса, который вдохнул жизнь в выставку. Изначально это выставочное решение меня смутило своей буквальностью, но потом оказалось, что это именно то, что нам нужно. Оно внесло жизнь в строгую структуру выставки с ее простыми формами и выстроенными транзитами.

Таким образом сформировалось пространство, где у каждого проекта своя «архитектура», найденная в рамках одной пластической идеи, каждая из которых занимает свое место в общей композиции. Групповая выставка является цельным высказыванием, где каждый из проектов часть механизма, из которого нельзя извлечь что-то, не сломав его. У выставки должно быть повествование, нарратив, начало и конец. Для меня это история, которую надо рассказать в пространстве, средствами, доступными архитектору.

 

Полина Тимофеева — училась в СПБГХАЛ им. Б. В. Иогансона, по направлению «Живопись». В 2018 году окончила обучение на кафедре «Интерьер и оборудование» в СПГХПА им. А. Л. Штиглица. Выпускница школы молодого художника фонда “ПРО АРТЕ”. В своей практике работы с выставками соединяет формальный подход архитектора и концептуальный взгляд куратора. Работает с выставочными решениями исходя из концепции проекта, создавая синтез автора, места и архитектурной мысли. Конструирует выставки, инсталляции, объекты.

2023  - Выставка «Книга чудес» Игоря Елукова, PENNLAB,  Архитектор

2023 - Проект «Эфир», групповой проект в формате сайта, при участии Алины Белишкиной, Фонд культуры и искусства Pro Arte, художник/ дизайн и концепция сайта

2021 - Выставка «Безмятежность катастрофы», в рамках мастер-класса с Ириной Кориной, Фонд культуры и искусства Pro Arte, художник

2021 - Кураторский форум, практикум «Решения», «Как создать выставочное решение исходя из концепции проекта», ведущая практикума

2021 - Фестиваль «Первая фабрика авангарда», выставка «Дом», архитектор

2018-2021 - Проект Игоря Елукова «Книга чудес», художник

2021 - Работа над выпускными проектами студентов Академии «Фотографика», архитектор

2020 - Фильм Лизы Тезневой «Ярче чем ракета», художник постановщик/колорист

2019 - Выставка OFF Bratislava ACADEMY 2019 “FOTOGRAFIKA”, со-куратор/дизайнер