Птичья фем-революция

Фильм «Птицы» Альфреда Хичкока едва ли отнесешь к фильмам 90х, однако именно в начале 90х в раритетной газетке «На экранах Алтая» я увидела впервые постер с хищными пернатыми и решила, что обязательно посмотрю! Однако в репертуаре алтайских кинотеатров были тогда индийские фильмы, а TВ кормило «актуальным» кино того времени. Так что, долго ли, коротко, а посмотрела «Птицы» я на прошлой неделе, уже в компании подросшего сына! «Птицы» мне представлялись аналогом «джалло» с элементами анимализма — ужасными птицами и прекрасными девицами. На деле же все оказалось гораздо интереснее!

Текст и иллюстрации: Евгения Стерлягова

Начну с любопытного факта — в год выхода фильма «Птицы» — 1963 — была издана книга Бетти Фридан "Загадка женственности", ознаменовавшая приход "второй волны феминизма". Авторка, общественная деятельница и феминистка разоблачает мистификацию «женственности», провозглашающей наивысшей ценностью женщины — реализацию женских качеств и исполнение своего предназначения. В послевоенные годы американкам навязывалась роль домохозяйки (и это на фоне бурного экономического подъема и беби-бума), но на пути к «женскому счастью» они оказывались в изоляции, обманутые в своих иллюзиях, отчуждённые от политики, экономики. Фридан обозначила эту проблему как «проблему, у которой нет названия», ведь системный сексизм убеждал женщин, что если они несчастливы в роли домохозяек, то с ними что-то не так. 

Черты трех основных женских образов фильма довольно точно характеризуют гендерную роль, одобряемую обществом того времени. Однако почему все три героини нецельны и несчастны? 

Главная героиня — Мелани Дэниелз (в исполнении актрисы и по иронии, активистки защиты прав животных – Типпи Хедрен), воспитанная в обеспеченной семье отчужденной матерью, привыкшая привлекать к себе внимание неординарными поступками (розыгрыши, сюрпризы, авантюры) «добиваться» эмоциональной реакции партнера. Умея вызвать интерес мужчин, она, похоже, все-таки слишком увлекается погоней за ними и поиском одобрения. Мелани демонстрирует самодовольство, но это - лишь внешняя сторона, глубоко внутри она травмирована и нуждается в защите.

Мать Митча, Лидия Бреннер, удивительно похожая на постаревшую Мелани, «нашедшая» своего мужчину и пережившая его уже на 4 года, не может справиться с потерей, ведь «ужасно, когда ты зависишь от человека, у которого есть силы, и вдруг сила уходит, и ты остаешься одна». Она паталогически боится быть брошенной, и потому фанатично опекает своих детей, не дает сыну строить личную жизнь, а в критической ситуации и вовсе попрекает недостижимым аторитетом ушедшего отца.

Бывшая подруга Митча, учительница Энни Хейворт (Сюзанн Плешетт), отвергнутая его матерью, довольствуется ролью «друга семьи», верной «наседки», заботящейся об учениках (в том числе сестренке Митча). На вопрос Мелани «как ее сюда занесло?» (в провинциальный неприметный Бодега-Бэй), рассказывает, что покинула солнечную Калифорнию, ради шанса быть рядом с любимым мужчиной. С особой горечью вопрошает она стаи птиц: «Да что ж вы все время мигрируете?!» — и мы понимаем, — она жалеет о своем выборе. Уже не мечтая о лучшей доле, она говорит, что теперь ее очень успокаивает «копаться в земле» (саду).

Вернемся ненадолго к реалиям феминизма того времени. Активистки второй волны снискали поддержку в борьбе за равные социальные возможности для женщин, репродуктивную свободу. Они боролись против половой дискриминации при оплате труда, объективизации женщин (саботаж конкурса «Мисс Америка» и его унизительного, патриархального отношения к женщинам). И все же, далеко не все симпатизировали феминисткам. Движению приписывали радикализм, недоброжелатели в прессе не раз трактовали его как эксцентричное историческое отклонение. Несмотря на ограниченный масштаб деятельности, фемактивизм многим внушал недоумение и тревогу.

Стаи птиц, демонстрирующих нетипичное поведения, объединяющихся в межвидовые сообщества в хорроре Хичкока — будто отражают фрустрации на это общественное движение. Казалось бы, тут могут быть фрустрации и на другие угрозы общества (ядерной войны, экологической катастрофы), но хитрый Хичкок оставил нам достаточно «птичьих» подсказок для такой гипотезы. 

Богатую наследницу с сомнительной репутацией, Мелани, мы встречаем в суматохе города. Как хрупкая элегантная птица, в строгом черном костюме на экстримальных каблуках, радуясь восхищенным присвистам зевак в свой адрес, она спешит в зоомагазин, где помимо ее случайной встречи с главным героем, произойдет еще несколько интересных сцен, разговоров о птицах. Надо сказать, что в большинстве сцен герои кино говорят именно о них, однако если слово «птицы» заменить на «женщины» — смысл в разговорах почти не исказится.

Выбирая пернатый подарок для сестры, Митч Бреннер (Род Тейлор) так строит свой запрос: 

«...I need a lovebirds...Они (неразлучники) бывают разные, не так ли? Я не хочу, чтобы эти птички были слишком вызывающими, но и не слишком спокойными. У вас есть дружелюбные птицы?». 

Сама же главная героиня в сцене знакомства также иносказательно высказывает свое отношение к женской независимости, через метафору птиц конечно же! Описывая состояние линьки, она отмечает «особенно виноватый» вид птичек, а на вопрос Бреннера «Вас не расстраивает, что этих невинных маленьких существ посадили в клетку?» она отвечает с усмешкой: «Вы же понимаете, мы просто не можем им позволить летать по магазину». И как в подтверждение этого — случайно вылетевшая из клетки птица создает в магазине изрядный переполох. 

«И обратно, в вашу золотую клетку, мисс Дэниелс» — шутит Митч, водворяя канарейку на место, «проводя параллель» c положением Меллани в обществе. 

Та ли еще суматоха начнется, когда птицы начнут нарушать устои и собираться в стаи! Через образы второстепенных персонажей, их словами режиссер делится с нами различными позициями относительно этих волнений (птиц или женщин, решайте сами!): 

Деловитая ученая-орнитолог, защищает птиц.

Истеричные домохозяйки закрывают уши детям, поскольку разговоры о птицах пугают!

Диванные эксперты с пивом авторитетно декларируют пришествие «конца света»!

Более агрессивно настроенные мужчины и вовсе советуют «всех птиц перестрелять»!

Чем же заканчивается эта птичья революция? Ответ звучит из уст диктора радиоэфира: «Птичьи атаки возникают с большим интервалом, причина их возникновения до сих пор не ясна». Ну как тут не оценить иронию режиссера по поводу волн феминизма?

Ключевым героем, суперменом во всей этой истории, конечно, остается мужчина — Митч Бреннер.

Есть надежда, что, пройдя инициацию в критической ситуации через принятие ответственности за своих женщин (маму, сестру и Мелани), а также, будучи адвокатом, спасающим, по его словам, «людей от решетки», он все же не будет стремиться посадить новую подругу в тесную «клетку» бескомпромиссно-патриархального брака. 

Евгения Стерлягова