С 13 октября PERMM открывает выставку лауреатов стипендиальной программы «Из глубины»

Выставка «Из глубины» стала продолжением музейной стратегии, направленной на исследование и популяризацию пермского современного искусства. Выставка подводит итоги первой стипендиальной программы музея PERMM и фонда «Норпексаль» и представляет проекты трех лауреатов — «Грибная дипломатия» (автор: Эдвард Бенкендорф), «Культура почвы» (авторы: Александр Гуляев и Григорий Глебов) и «Hortus Permianus. Пермский сад — город по ту сторону человека» (автор: Константин Дьячков).

Темой проектов этого года стала «Почва». Куратором выставки выступила Марина Пугина, арт-критик и исследователь независимых художественных сообществ Перми.

«Из глубины» — это выставка-презентация трех художественных проектов-исследований, созданных победителями стипендиальной программы. Темой проектов этого года стала «Почва», она отозвалась метафорами вселенной Хтулуцена Донны Харауэй, где в центре мира после катастроф уже не человек и даже не капитал, а подземная хтонь. Ключевым термином для нее является компостная яма, в которой в непрерывном процессе трансформаций смешивается живое и неживое. Умирая и перерождаясь в ней, обрастают странными связями наука, искусство и активизм.

Марина Пугина, куратор выставки:

«Так, погружаясь под землю, из глубины мы предлагаем затаиться, приглядеться и поразмыслить, как местная художественная среда, уникальные природные экосистемы и локальная мифология становится плодородной почвой (компостной ямой) для нового поколения пермских художников. Идейные зерна проектов, вдохновленные этой темой, прорастали на протяжении года. Мы намеренно внесли в экспозицию помимо самих работ — документацию процесса, обнажающую незримую сторону развития проектов. В контексте выставки «Из глубины» — это связующая метафора поэтапного роста и становления, целенаправленного движения от тьмы к свету, в которое мы как зрители оказываемся включены».

Помимо художественных проектов и их свидетелей на выставке будет представлена пермская почва как она есть, как найденный объект. Почва, из которой фактически и символически выросли все три проекта. Однако, мы увидим ее не такой, как привыкли наблюдать с поверхности, а из глубины через почвенные монолиты. Это довольно устойчивые, уходящие на глубину до нескольких метров образцы земель. Собранные по особой технологии, они позволяют сохранить структуру почв в ее естественном состоянии, делая ее предметом не только научного, но и эстетического интереса. Вверх по лестнице, ведущей вниз, мы приглашаем зрителей подняться на глубину, чтобы вместе с участниками выставки прочувствовать: откуда берут свои хтоническое силы корни пермского современного искусства.

ПРОЕКТ «ГРИБНАЯ ДИПЛОМАТИЯ»

Проект Эдварда Бенкендорфа представляет собой серию абсурдно-иронических лесных акций по установлению контакта с представителями эукариотических организмов, как мы помним, объединяющих в себе признаки и растений, и животных. На видео художник в образе шаманачиновника уходит в лес в черном деловом костюме с кожаным портфелем: обращается к грибам с заманчивыми предложениями, подписывает с ними односторонние соглашения углем на берестяных грамотах, оставляет им взятки-подношения. Художник подробно документирует все свои действия, подтверждая каждый свой жест объектом-свидетелем. В ответ грибы организуют прямо в экспозиции фуршет и конференцию в лектории музея, однако с самого начала мы понимаем, что эта история обречена на провал. Взаимовыгодное сотрудничество невозможно.

Художник обнажает изнанку человеческой сущности: даже уходя в лес, он несет за собой антропоцентрическую модель отношений и, не имея возможности выйти за ее пределы, он продолжает относиться к природным экосистемам как колонизатор.

ПРОЕКТ «КУЛЬТУРА ПОЧВЫ»

Совместный проект художника Александра Гуляева и биолога Григория Глебова исследует невидимые связи отдельных объектов Пермской деревянной скульптуры и земли, с которой ее привезли в ходе музейных экспедиций сто лет назад, через микробиологический анализ. Задача состояла в том, чтобы сравнить образцы почв со смывами скульптур: погрузив образцы в питательную среду и вырастив их в лабораторных условиях в надежде найти в них общие доминирующие культуры. Составляя маршрут полевых исследований, авторский коллектив отталкивался от карты музейных экспедиций Н. Н. Серебренникова и А. К. Сыропятова, а также от рекомендаций хранителя деревянной скульптуры Ксении Зубакиной из Пермской художественной галереи. Частично повторенный четвертый маршрут представлен на выставке в виде графики с фотодокументацией процесса работы в лаборатории и на месте. Отдельные этапы работы подсвечивает фильм, посвященный сбору материалов в экспедиции и лабораторным экспериментам в «Кванториуме Фотоника». На вертикальных проекциях, подобных сталактитам, представлен, собственно, итог исследования —– процесс роста доминирующих культур в чашках Петри, подтверждающих предположение о микробиологическом родстве Пермской деревянной скульптуры с Пермской землей.

ПРОЕКТ «HORTUS PERMIANUS. ПЕРМСКИЙ САД — ПО ТУ СТОРОНУ ЧЕЛОВЕКА»

Это проект-коллаборация художника Кости Дьячкова, растительных организмов и искусственного интеллекта, в котором автор исследует структурные сходства в логике построения городских ландшафтов с позиции антропогенных и природных систем. На выставке представлена аудиовизуальная инсталляция, сгенерированная нейронными сетями из фрагментов подобий, повторов и наслоений микроскопии растений из долины малых рек и спутниковых снимков Перми. В, казалось бы, привычном конфликте человек/природа художник находит неочевидный разворот — при участии искусственного интеллекта он инициирует создание модели постантропоцентричного города, построенного по принципу не различий, но подобий и их многократных повторений.

ИЗ ГЛУБИНЫ

13.10.2022 — 20.11.2022

Открытие 13 октября, регистрация доступна по ссылке.

Музей современного искусства PERMM: бульвар Гагарина, 24, сайт