С 20 декабря в Калининграде выставка «Ложное пробуждение» в рамках программы «Медиаокна»

Отдел кино- и медиаискусства Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Балтийский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина представляют выставку «Ложное пробуждение». В экспозиции  – работы из коллекции искусства новых медиа Пушкинского музея, а также произведения калининградских авторов.

Название выставки отсылает к научному феномену – типу сновидческой галлюцинации, когда спящему кажется, что он проснулся, хотя все еще продолжает спать. Что такое для нас сны? Производят ли они волшебные пространства утопий и фантазий, открывающие возможности для экспериментов и мечтаний о переменах? Или успокаивают и убаюкивают, погружая в меланхолическое забвение и апатию? А может, приносят кошмары и заставляют столкнуться лицом к лицу со страхами?

Работы, представленные в экспозиции, вовлекают зрителя в пространство сна во сне, где сложно отличить реальное от воображаемого, «правдивые» сны от снов «лживых». Насущной становится потребность поставить видимое под сомнение, разорвать цепочки повторяющихся круговых движений, в которые погружены герои видеоработ, и по-настоящему проснуться.

Открывает выставку видео Таус Махачевой «Байда» (2017), создающая многослойное пространство, где переплетаются реальность и вымысел. Смешивая правду и мистификацию, автор погружает зрителя в атмосферу сновидения.

Если у Махачевой раздвоение мира реального и вымышленного только угадывается, то Лор Пруво в работе Re-dit-en-un-in-learning (2020) нарочито создает пространство фантазмов. Инсталляция уводит посетителя выставки в параллельный мир грёз, где художница буквально учит забывать выученное, вводя новые лингвистические определения для привычного предметного ряда.

Александр Вожич продолжает тему искажения реальности. Мир в «Человеческом редукторе» (2017–2023) состоит из тончайших перемежающихся пленок сновидений и яви. Они будто фиксируют взгляд непробудившегося сновидца, застрявшего между бодрствованием и сном.

В противовес реальности, скрещенной со сном у Вожича, действительность Дерека Креклера в «Гонке на велосипедах» (1978) поначалу не вызывает вопросов: художник не создает свой параллельный мир, а транслирует привычный. Однако в работе умышленно заложен алгоритм действий, который должен привести к катастрофе. Она и случается в видео.

Герои Юрия Васильева выглядят погруженными в повседневность: они едут куда-то в снежную даль на дребезжащем мотоцикле. В видеоработе «По кругу» (2021) круг – метафора обыденности, однообразия, принятого хода вещей. Состояние усталости, переходящее в сонный медитативный транс, по словам героя, и есть спасение от тоски.

Завершает выставку видеоперформанс «Сонная артерия» (2020–2021) арт-группы «Нежные бабы». Героини, стоят на берегу моря и перебирают тяжелые каменные бусы, словно пытаясь монотонным круговым движением разомкнуть символическую петлю событий, воспоминаний и сновидений. Разрыв нитей каменных бус в финале – символ освобождения – становится аллегорией пробуждения, на этот раз не ложного, но реального.

К выставке подготовлена обширная публичная программа: состоятся встречи с художниками – участниками проекта; специалисты из разных областей знания обсудят феномен сна и расскажут, как художники и режиссеры его исследуют, попытаются представить, что в своих снах видит искусственный интеллект.

Ложное пробуждение

В рамках программы «Медиаокна»
Даты проведения: 20 декабря 2023 – 25 февраля 2024
Место проведения: Балтийский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина, Калининград, проспект Победы, 5А
Кураторы: Алина Стуликова, Маргарита Маслова, Мария Кузьмина

18+