Самая счастливая осень

Текст: Борис Ефимов

Фото предоставлены пресс-службой Музея Сидура

До 19 января в Музее Вадима Сидура открыта выставка “Самая счастливая осень”, приуроченная к 30-летию институции. Точкой отсчета считается открытие первой выставки Вадима Сидура в Москве в Перовском выставочном зале через 3 года после смерти скульптора. Как это ни парадоксально, его творчество послужило толчком к появлению второй волны “нового искусства” в СССР, однако сам он никогда не стремился примкнуть ни к одному творческому объединению. Он выбрал путь мастера-одиночки, а в его работах смешались идеи модерна и современные веяния.

Сам Сидур делил свою жизнь на четыре этапа - детский, когда желание стать художником было еще неосознанным; послевоенный, когда он поступил в художественное училище и подражал “настоящим художникам”; годы учебы, в которые он работал внутри традиционных жанров, и, наконец, разработка собственного стиля, который впоследствии он назвал “Гроб-артом”.

Фрагмент экспозиции выставки "Самая счастливая осень"

Выстраивая экспозицию выставки “Самая счастливая осень”, куратор Ярослав Алешин решил сконцентрировать свое внимание вокруг жанра надгробий. Дело в том, что в СССР его творчество было известно мало, но вот на Западе прошло более 30 его персональный выставок, а скульптуры по моделям Сидура установлены в Германии и США. В его мастерскую в Москве регулярно приходили иностранцы, и это, естественно, привлекло внимание спецслужбы. Вскоре в адрес скульптора посыпались обвинения в формализме и пацифизме. После этого Вадима Сидура исключили и партии, а следующим шагом должно было стать исключение из Союза художников, но в этот момент власти переключились на борьбу с нонконформистами с “Бульдозерной выставки”. Однако, официальных заказов не было и быть не могло, поэтому Сидур начал браться за заказы на надгробные памятники. Удивительно, но этот “мрачный” жанр стал для скульптора не просто способом выживания, но еще и способом взаимодействия с публичным пространством и зрителями. Кроме того, они связывают его судьба с судьбами тех художников, писателей и ученых, для кого он создавал эти объекты. 

Фрагмент экспозиции выставки "Самая счастливая осень"

Сегодня работы Вадима Сидура получают все большую известность, благодаря тем идеям, который скульптор в них вкладывал. Поучаствовав в Великой Отечественной войне, он больше всего боялся повторения этой катастрофы. Для него были важны темы войны и ее последствий, но показанных не натуралистично, а иносказательно. Как бы отстранившись от собственной травмы, он показывает боль, которая объединила целые поколения людей по всему миру. 

Выставка открыта в Музее Вадима Сидура (Новогиреевская, 37А) до 19 января. 

18 января в 15:00 состоится лекция Елены Петровской "Пластические элементы общности". Елена Петровская — кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, руководитель сектора эстетики Института философии РАН, доцент Института Русской антропологической школы, главный редактор журнала «Синий диван». Она расскажет о том, как в скульптурах Вадима Сидура удивительным образом переплетаются графизм и фигуративность и социальными вопросами. Купить билеты можно здесь. 

Фрагмент экспозиции выставки "Самая счастливая осень"