Шишкин-Хокусай: взаимосвязь, разделение, выбор
Набережная реки Фонтанки. Нетипично ясное для Питера небо, непривычно жаркая погода (теплая – хочет поправить внутри меня житель Краснодара). В галерее Марины Гисич – Александр Шишкин-Хокусай. О значении этого мастера для российского современного искусства можно рассказывать долго: лауреат премии Курехина, номинант премии Кандинского и даже обладатель ряда театральных премий в качестве художника-оформителя, в том числе «Золотой маски».
Текст: Дарья Тоцкая. Фото предоставлены галереей Марины Гисич
Выставка «Riva degli Schiavi», Александр Шишкин-Хокусай. Фото предоставлены галереей Марины Гисич
Да, это те самые работы, которые художник показал на Венецианской биеннале 2019 года под названием «Фламандская школа», только с небольшими изменениями; теперь проект носит название «Riva degli Schiavi» - «Набережная рабов». По большому счету это арт-объекты, мимикрирующие под двумерную живопись, но ею не являющиеся. Многослойные конструкции из фанеры явно отсылают к сценическим декорациям с их весьма условными планами. Но это все игра не в театр, а в музей (вспомним, что куратором той самой биеннале был Эрмитаж), хотя такая трактовка происходящего выглядит скудной выжимкой смыслов, которых здесь де-факто куда больше.
Выставка «Riva degli Schiavi», Александр Шишкин-Хокусай. Фото предоставлены галереей Марины Гисич
Итак, в фокусе внимания фламандский натюрморт, причем Шишкин-Хокусай не доводит характерное его обилие до отвратительного (как это часто делает совриск), и без каких-либо негативных эманаций воспроизводит подчеркнуто округлые формы, уже несущие в себе некий заряд полноты бытия. Затем он перемещается к тому Брейгелю-старшему, который в ранние годы еще похож на Босха, и тут уже не оставляет ни одушевленных, ни неодушевленных героев на своих местах, разрывает привычные связи между ними (чем вообще занято все почти современное искусство). Нередко всплывающая в совриске тревожность, как бы заключенная если не во взглядах персонажей, то в пустоте между ними, здесь явная, она клубится и черно закручивается, она почти осязаемая. Подчеркнуто экспрессивно и небрежно прописанные «рамы» объектов, которые на деле фанерно-двумерны, как раз и перекликаются с «прописанной пустотой».
Выставка «Riva degli Schiavi», Александр Шишкин-Хокусай. Фото предоставлены галереей Марины Гисич
Любопытно, что если женщины фламандского барокко своей подчеркнутой полнотой, округлостью навевают мысли о спокойствии (в чем-то похожем на округлость-спокойствие отдыхающего тяжеловоза), то некая условно списанная с них женщина-мадонна, приведенная в движение по кругу Шишкиным-Хокусаем, уже дарит ощущение непокоя. То самое ощущение, с которым так любит работать в изобразительном искусстве совриск, а в литературе – европейский авангард и постмодерн с начала ХХ века. Никак не могущие поспеть за фигурой в оборотах волосы почему-то напоминают об идеях и состояниях, от которых мы никак не можем оторваться, хотя в полной мере понимаем их незрелость; впрочем, это замечание факультативно.
Выставка «Riva degli Schiavi», Александр Шишкин-Хокусай. Фото предоставлены галереей Марины Гисич
Шикин-Хокусай дает понять, что истинное может быть где-то между: как Эрмитаж словно зависает между двумя своими ипостасями дворца и музея, как тема реализуется им в междумирье театра и музея, наконец, как сам он перескакивает туда-сюда между театральным оформлением и современным искусством, в полной мере не освобождаясь ни от одной из ипостасей в момент перехода в другую. И тем не менее, двойничество, оборотничество – сюжет, который имеет значение для самоосознавания не только данного творца. Можно даже сказать, что зависание между различными своими ипостасями и вообще желание человеческой психики подспудно разделиться из единого и, казалось бы, правильного целого, - это загадка нашего времени, которую на том или ином уровне пытается решить едва ли не каждый из нас. В самом простом варианте мы дрейфуем между ролью любящего отца/матери дома и ролью требовательного начальника (цы) на работе. В более сложном – человечество тревожно ищет баланс между безусловной эмпатией и необходимостью отстаивать, в первую очередь, свои интересы, что является основой выживания. Подсознательно приходим к ответу – истина где-то между, и нам еще предстоит понять пустоту. В самом слове «между» кроется разгадка: это одновременно взаимосвязь, разделение, сравнение и необходимость выбора.
Выставка «Riva degli Schiavi», Александр Шишкин-Хокусай. Фото предоставлены галереей Марины Гисич
Очень интересно творец работает со светом: понятное дело, что привычные на западе в двумерном совриске разноцветные шнуры светодиодов у нас пока не столь типичны, примерно как жара в Петербурге. И все же у питерского мастера они несут не столько декоративную функцию, сколько сами по себе есть отображение некоей бесплотной (обитающей между) идеей, как-то связанной с главными героями работ, но идея пока не слишком очевидная для зрителя, не подаваемая ему на блюдечке, а предлагаемая для самостоятельных поисков. Занятно, что эти шнуры-идеи уж очень напоминают механизмы питания или просто кровеносные сосуды. Или щупальца присосавшихся медуз, или же приковывающие взгляд случайностью своего полета по ветру женские волосы (невольный оммаж крутящейся фламандской женщине?).
Выставка «Riva degli Schiavi», Александр Шишкин-Хокусай. Фото предоставлены галереей Марины Гисич
Лишенные драматичного красного света как на биеннале, работы Шишкина-Хокусая предстают в менее театральном, но более располагающем к камерному размышлению виде. Очень символично, что два объекта располагаются в изнаночном пространстве другого, все это будто выводит зрителя из привычной парадно-лицевой стороны музея-мира и предлагает смену оптики при ежедневном рассматривании действительности. Пафос забавен, торжественностью легко отгородиться от тревог, сопутствующих поиску и познанию, и только нарисованные «Адам» и «Ева» находят что-то в вертикально представленном повествовании, символизирующем связь времен. Чувствовать и размышлять о том, что делает нас рабами невечного, чувствовать и выявлять, куда приведет нас река наших мыслей.
Выставка продлится до 25 июля, вход свободный.