Синий всадник /Der Blaue Reiter

от /нем./ - Der Blaue Reiter (1911-1914)

Творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX века в Германии. Объединение "Синий всадник" было основано в декабре 1911 года, в Мюнхене, Василием Кандинским и Францем Марком. Наименование "Синий всадник" повторяло название картины Кандинского (1903г.), и призвано было свидетельствовать о романтически-символистских устремлениях художников. Выбор названия заявлял некую претензию на духовность: небесного цвета рыцарь - традиционная фигура христианских приданий. Помимо организации выставок, объединение выпустило два номера богато иллюстрированного альманаха "Синий всадник" (в дизайне обложки альманаха за 1912 год, созданной Кандинским используется популярная иконография святого Георгия), где были опубликованы высказывания художников, которые одни из первых смогли оценить художественную ценность архаического, средневекового и народного искусства - ксилографии и скульптура немецкого Средневековья, народное искусство России, искусство племен тихоокеанского Севера, Океании и Африки, японские маски и гравюры, детские рисунки. Право художника на субъективное восприятие реальности, в случае Кандинского вылившееся в полный отказ от фигуративности и переход к абстракции, устанавливало особые соотношения между эмоциональным переживанием, формой и цветом. Эта проблема стала основой формальных исканий, так же, как постоянное обращение к музыке, которую считали эквивалентом живописи. Август Макке и Франц Марк придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.

Художники: Василий Кандинский (Wassily Kandinsky), Франц Марк (Franz Marc), Пауль Клее (Paul Klee), Август Макке (August Macke), Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky), Марианна Веревкина (Marianne von Werefkin), Альфред Кубин (Alfred Leopold Isidor Kubin), Габриель Мюнтер (Gabriele Münter).

Выставки: 1911, Мюнхен, Галерея Тангейзер; 1912, Берлин, Галерея дер Штурм, "Немецкие экспрессионисты".

Тексты: Альманах "Синий всадник", 1912; В.Кандинский "О духовном в искусстве", 1912.

См. также статьи: Баухауз, Экспрессионизм, Абстрактное искусство.

Описание некоторых произведений:

Василий Кандинский "Композиция II. Этюд", 1910. Картон, масло. Частная коллекция. В эскизе ясно виден процесс угасания натурализма и появление живописи, построенной на вибрирующих массах цвета. Использование слова композиция в названии, отражает заимствование музыкальной терминологии живописью (Впечатление, Импровизация, Композиция), начавшееся с 1909 года. Художник размещает фигуры в пейзаже. Их формы построены цветом, элементарны и лишены ассоциативности. Переплетаясь друг с другом, они напрвляют наш взгляд к центру. Общее движение соединяют и замыкают вверху силуэты деревьев. Контуры ясно очерчивают фигуры и предметы, тем не менее выразительность композиции основывается на вибрации мазков, покрывающих пунктиром поверхность картины и распостраняющихся на раму. Цвет насыщенный и плотный.

Василий Кандинский "Композиция II. Этюд", 1910.

Франц Марк "Большие синие лошади", 1911. Холст, масло. Миннеаполис, Институт искусств и Центр Уокера. "Как все воспринимают лошадь? Сравнивают с орлом или собакой?" - спрашивал Марк. Глубокая эмоциональная связь с миром природы, лежит в основе поисков, цель которых, как писал сам художник, "пантеистическое воссоединение с током крови, пульсирующим в живой природе, деревьях, животных и самой атмосфере". Композиция картины подчинена движению плавной упругой линии. Она монументальна, пластична и своей геометрией близка раннему кубизму Пикассо. Фантастический цвет лошадиных крупов и пейзажа, соответствует символике, разработанной художником: голубой - цвет духовный, суровый и мужской; красный - торжественный и тяжелый; желтый - чувственный и женский.

Франц Марк "Большие синие лошади", 1911.