SISTEMA GALLERY с 28 февраля представляет три новые выставки

SISTEMA GALLERY представляет экспериментальный проект «Медиапаразит» группы barkal x wiiu wiiu, где будут представлены интерактивные видеоскульптуры, инсталляции, объекты, напечатанные на 3D-принтере, цифровые работы и видео-арт, выставку «В тишине города» Иры Ленсберр, где будет показана новая серия живописи из 13 картин и ретроспективу Юрия Шабельникова, одного из ключевых художников «южнорусской волны» 1980–1990-х годов.

Группа barkal x wiiu wiiu
«Медиапаразит»
Куратор: Надя Октябрь
27 февраля — 7 апреля 2024

barkal x wiiu wiiu. Из проекта «Медиапаразит», 2024, накатка на плексиглас, печать, 150 х 100 см

Проект «Медиапаразит» связан с переживаниями на тему влияния информационного поля на сознание человека, как оно трансформирует нас, кодируя ход мыслей и направляя наши действия. Наиболее известным исследователем, работавшим с этой теорией, является Маршалл Маклюэн, в 1964 году он выпустил книгу «Понимание медиа: внешние расширения человека». Маклюэн рассматривал средства коммуникации не просто как способ передачи информации (в его время это были телевидение и радио), а как технические системы, являющиеся внешним «продолжением» нервной системы человека, определяющие его поведение, выбор, мышление. Книга обрела новую популярность с распространением компьютеров и интернета в 1990-х годах, ее базовые тезисы не теряют актуальности до сих пор, только форма и глубина воздействия медиа на сознание усиливаются.

Находясь в полном слиянии с цифровыми технологиями и медиа, современный человек постепенно начинает испытывать тревогу, ощущать, как они парализуют его личность, блокируют его собственную волю, подлинные мысли, желания — перегружая информацией, воздействуя алгоритмами подбора данных и нейросетей, подменяя реальные образы искаженными (преображенными) на экране. Художники развивают идею, что таким образом формируется новая форма жизни, порожденная симбиотическим и паразитическим сосуществованием цифрового мира и человека. На данном этапе — на психологическом уровне: человека в этом слиянии привлекают комфорт и забвение. Пока психика человека находится в оцепенении, цифровой мир, развиваясь и расширяясь, обретает больше самостоятельности в процессах своей работы, например, искусственный интеллект может программировать сам себя, создавая непредсказуемые алгоритмы.

В проекте «Медиапаразит» художники barkal x wiiu wiiu стремятся создать ощущение субъектности, постепенного доминирования технологий в этом симбиозе с человеком. Представленные на выставке интерактивные видеоскульптуры вступают в контакт с человеком, наблюдая видеокамерами, ощущая сенсорами и давая реакцию через экран, но не привычное отражение, а реакцию исходя из «природы» своих алгоритмов. Разветвляющиеся провода похожи на пульсирующие вены живого существа, которое, разрастаясь, пускает «корни» в землю, становится организмом. Пространство выставки дополняют сгенерированные изображения «медиапаразитов» и скульптуры, напечатанные 3D-принтером. Экспозиция напоминает храм, где расставлены алтари нового культа, это логово «роя» — главенство новой формы жизни, где человек не более чем объект, потерявший позиции своего антропоцентристского главенства, ему оставлено место на кровати в углу. Таким образом, проект также связан с более широкой темой постчеловеческого будущего, в котором могут иметь место неизвестные до сих пор преобразования материи.

Метод работы группы barkal x wiiu wiiu, когда неодушевленные «странные объекты» в экспозиции представлены таким образом, будто наделяются субъектностью, имеют свою «внутреннюю жизнь», лежащую вне нашего восприятия, — это метод так называемого объектно-ориентированного искусства, активное развитие которого началось в Европе и США в середине 2010-х годов и ныне распространилось по всему миру. Стимулом возникновения этого направления и его теоретической основой стало появившееся в 2000-х годах новое направление философии — спекулятивный реализм — и связанная с ним объектно-ориентированная онтология, размышляющие главным образом о самостоятельности внечеловеческого мира (микробы, вирусы, деревья, камни, космические объекты, любые вещи и др., здесь можно продолжить ряд — цифровые алгоритмы): существование «вещей» не ограничивается нашим восприятием, у них есть свое бытие («реальность»). Как пишет один из главных философов этого направления Грэм Харман: «Мир — это не мир, явленный людям; думать о реальности, превосходящей наше мышление, — это не нонсенс, а необходимость».

Попытка размышления на эту тему приводит художников объектно-ориентированного искусства к обращению к научной фантастике, размышлению над внечеловеческими и внеземными формами жизни (ксенобиология), а экспозиции выставок часто напоминают декорации из фантастических фильмов. Художники этого направления в целом, как и barkal x wiiu wiiu, часто используют форму щупалец, которые ассоциируются с чем-то «иным». Это связано не только с влиянием массовой культуры. Форма осьминога была использована Говардом Лавкрафтом при создании инопланетного древнего существа в рассказе «Зов Ктулху» (1926), где писатель демонстрирует мастерство передачи «ужаса того, что непостижимо»; этот рассказ стал «образцовым» в аналитических статьях философов спекулятивного реализма.

О художниках

Группа barkal × wiiu wiiu — дуэт художников Веры Баркаловой и Максима Анпилогова, образованный в 2022 году. В 2023 году группа стала резидентом Мастерских Музея «Гараж». В 2024 году видеоскульптура группы была показана на выставке «Электрические сны» в галерее «Артемьев» в рамках III Мультимедийного фестиваля современной музыки «Биомеханика».

barkal × wiiu wiiu работают с изучением, изобретением синтезаторов и взламыванием привычных форм видео- и аудиодевайсов. На счету художников более 100 изобретений — видеомикшеров и абсолютно разных аудио- и видеоинструментов. Художники часто работают в жанре инсталляции, которые представляют собой коллаж из разных медиа — мультимедийных скульптур, музыкальных и видеогенераций. Группа также часто обращается к форме музыкального перформанса в жанре синтезированного дарк-экспериментал. В своих проектах barkal × wiiu wiiu исследуют темное будущее, технологии, биохакинг и нон-фикшен. 

Вера Баркалова родилась в Москве в 1990 году. В 2012 году окончила Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» по направлению «Журналистика», в 2015-м — Школу фотографии и мультимедиа им. Родченко, мастерская Игоря Мухина. Посредством совмещения скульптуры, фотографий, видео и звука размышляет о телесности, взаимовлиянии человека и природы. В 2018 году прошли две персональные выставки художницы — «Ускользающая красота» в «Аптекарском огороде» и «Молодые, но не сломленные» в павильоне «Космос» ВДНХ.

Максим Анпилогов родился в 1996 году в Хабаровске. В 2019 году окончил Тихоокеанский государственный политехнический университет, факультет информационной безопасности. Художественная деятельность связана с видео- и аудиоаналоговыми инструментами, которые изобретаются и конструируются самим художником. В 2021 году Анпилогов участвовал в выставке «Вечер памяти Папы Срапы» в Доме радио, в 2022-м — в проекте «Печалица» в Доме архитектора. 

 

Ира Ленсберр«В тишине города»
Куратор: Надя Октябрь
27 февраля — 7 апреля 2024

Ира Ленсберр. Авто в розовом зале, 2024, 160 х 120 см, холст, акрил 

Картины Иры Ленсберр — про эстетику серой повседневности и пронизывающую меланхолию большого города, непарадной его части. Художница отлавливает случайные сцены бытования «на районе», в которых непонятно: реально или показалось? Серия выглядит как лента фотографий в телефоне, снятых на бегу, фотографий, которые остаются лежать непонятно зачем в памяти устройства. В картинах на первый план выходит тревожная атмосфера, не только в сюжетах, но и в самих пространствах окраин, пустотных, переходных, наполненных функциональной монотонной архитектурой (liminal space). Ира Ленсберр будто схватывает город в моменты вневременья, сбоев реальности, тишины. Это город, наполненный тревожными образами, в глазах современного уставшего человека, который всем должен и ничего не успевает, даже когда все сделано.

Сама манера живописи Иры Ленсберр, рваная, резкая, со сменой сумрачных и ярких цветов, передает это нестабильное состояние. Можно провести параллель с манерой современных художников, работающих с темой города и общества, таких как ведущий представитель Новой Лейпцигской школы Тим Айтель (Германия), создающий яркую живопись на грани фигуратива и абстракции, Джастин Мортимер (Великобритания), а также Катерина Ольшбаур (США). Вместе с тем сама художница говорит о важном влиянии на ее творчество советского индустриального пейзажа 1920–1930-х годов и художников «Арефьевского круга» с их то печальными, то смешными сюжетами из жизни Ленинграда 1950–1980-х годов.

Ира Ленсберр: «Эмоции у меня в спектре какой-то меланхолии городского наблюдателя, мне в принципе нравится вот это состояние, когда ничего не происходит, когда вокруг тишина и фоново шум города и ты остаешься в некоем спокойном опустошении. И есть тревога, которая в тебе всегда, если ты вырос в большом городе невротиком. Но когда ты уже пресытился всем этим напряжением, происходящим вокруг, то останавливаешься и ловишь расслабление, смотря на времянку рабочих в парке в тумане утреннем».

О художнике

Ира Ленсберр родилась в 1988 году в Волгограде. Живет и работает в Москве и Санкт-Петербурге. Художник-график по первому образованию. В 2014 году окончила Британскую высшую школу дизайна по направлению «Дизайн шрифтов». Преподавала в Школе дизайна НИУ ВШЭ на направлении бакалавриата «Коммуникационный дизайн». Иллюстрации Иры Ленсберр публиковались в журналах: Esquire, Elle, Marie Claire.

В 2023 году окончила магистратуру Школы дизайна НИУ ВШЭ по направлению «Современная живопись» в мастерской Владимира Дубосарского. В 2021 году приняла участие в групповой выставке «Музей самоизоляции» в Музее Москвы. В 2023 году работы художницы были представлены на 4-й ярмарке молодого искусства blazar на стенде SISTEMA GALLERY. 

 

Юрий Шабельников «Единство. Гармония. Красота. Академия прошлого»
Куратор: Надя Октябрь
27 февраля — 7 апреля 2024

Юрий Шабельников. Алексей, 2003, пластик, ПВХ, уголь, 285 х 300 см

Выставка станет первой ретроспективой художника, в экспозицию войдет свыше 20 картин и объектов из ключевых серий 2000-х годов: «Солдатам труда», «Конец фильма», «Реквием воли» и «Эзотерический футбол», среди которых будут представлены работы из коллекции Московского музея современного искусства. Серии около 10 лет не показывались в России, а вместе никогда не экспонировались. Выставка предваряет будущую музейную ретроспективу художника, которая позволит наиболее полно представить и осмыслить его творческое наследие. Представленная на выставке живопись и графика Юрия Шабельникова 2000-х годов, монохромная, кинематографичная, создает ощущение торжественности и фатальности. Серии связаны с размышлением о цикличности истории, а картины напоминают тени великого прошлого, неизбывно сопровождающего нас.

Название выставки Юрия Шабельникова отсылает к первой монохромной серии художника «Некроакадемия» 1995 года, где вынесенный в название слоган «Единство. Гармония. Красота» был высечен из железа. Слоган является постулатом академического канона, его тоталитарной формы, жесткость которой обусловлена в том числе ее главными сюжетами — историческими. 

В живописи и графике Юрия Шабельникова, построенных по классическим канонам, напряжение и динамику задают стремительные широкие мазки и линии, его работа с фигуративом как с абстракцией. Изобразительная манера художника объединяет академическую советскую школу и глубокие познания в искусстве русского авангарда и западной живописи второй половины XX века. В 1980-х в художественном училище Шабельников экспериментировал с кубофутуризмом, а его авторитетами в искусстве были Виллем де Кунинг, Роберт Раушенберг и другие классики. Из художников этого ряда серии живописи 2000-х годов Юрия Шабельникова, ставшие кульминацией его творчества, можно сравнить с работами Ансельма Кифера, но не в фактуре, а в монументальности, монохромном темном колорите, работе с пространством и пластических решениях. Оба художника работают с историческими нарративами, драмой большой истории, и этим во многом обусловлены их методы. Выбор масштабного формата работ отражает подавляющую тяжеловесность эпох, где человек либо не важен, либо подобен безликому монументу. Серый цвет, лейтмотивом проходящий через творчество обоих авторов, Шабельников называет «туманом прошлого», он показывает, что перед нами нечто бывшее или идущее к своему концу. Безжизненное, холодное, но еще наполненное энергией исторических символов. 

В своих работах Юрий Шабельников, как и Ансельм Кифер, выносит сюжет за границы плоскости, добавляя к работам «артефакты» — объекты, скульптуры. С одной стороны, это создает эффект театральности, представляет историю как декорации. С другой — «артефакты», а также надписи добавляют в реалистичные сюжеты дополнительные смыслы: и человеческое, и сакральное, как бы нечто иррациональное. При этом Шабельников минималистичен и концептуален в своих «мизансценах». На самом деле эти дополнения к его патетичной живописи не усиливают, а сбивают пафос «сакрализации прошлого», добавляя порой глубоко скрытую иронию, которая приглашает зрителя к размышлениям. Стиль Шабельникова находится между пластическим и концептуальным методом работы, на который во многом повлияла экспериментальная эпоха Москвы 1990-х, когда живопись в очередной раз «умерла», уступив место инсталляциям и искусству действия.

Период 2000-х годов, когда Юрий Шабельников создает свои серии работ, — это начало нового тысячелетия, время повсеместного обращения к осмыслению не только истории XX века, но к судьбе человечества в целом, это всплеск суеверий и предсказаний, породивший в массовой культуре множество сценариев на тему «конца света». Шабельников вторит времени, охватывая диапазон от советского наследия до библейских сюжетов, отражая в своих работах лейтмотив начала века — ощущение застывшего, длящегося конца истории. 

О художнике

Юрий Шабельников родился в 1959 году в Таганроге, с 1990-х годов живет и работает в Москве. В раннем возрасте обучался в Таганрогской детской художественной школе у Леонида Стуканова. Получил образование в Ростовском государственном педагогическом институте (1977–1979), а затем в Ростовском художественном училище им. М. Грекова (1979–1982). Был участником ростовского «Товарищества “Искусство или смерть”» в конце 1980-х годов, в состав которого входили также Авдей Тер-Оганьян, Валерий Кошляков, Александр Сигутин и другие. С 2005 года ведет «Актуальные практики современного искусства» в Школе современного искусства «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства. С 2020 года преподает в Школе дизайна НИУ ВШЭ на магистерской программе «Современная живопись». 

Работы художника в 1990–2000-х годах участвовали в выставках в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Работы находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства в Москве, Русского музея в Санкт-Петербурге, а также в частных собраниях в Риме, Париже, Лондоне, Берне, Нью-Йорке и Чикаго. 

SISTEMA GALLERY: Москва, Бобров пер., 4, стр. 4. Ежедневно, 11:00 – 20:00. Вход бесплатный. 18+