Сказка и текстиль — два знаменателя выставки «От и до: сказки на вырост»
До 10 декабря в «Новом крыле» Дома Гоголя проходит выставка «От и до: сказки на вырост». Редактор АртУзла Ирина Паялина побывала на последних часах монтажа и пресс-показе проекта, пообщалась с куратором Эльмирой Минкиной о выставке, сказках и текстиле, как медиуме и части современного искусства.
Текст и фото: Ирина Паялина
Сказка сопровождает людей испокон веков — это вечная тема. В последнее время интерес к ней только растет.
Можно вспомнить экспозицию в 2020 году в Третьяковской галерее «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» или совсем недавние проекты, например, «сказка непослушна птичке» студентов и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ в РГБМ, «Сказки в предметах крестьянского быта» в музее Коломенском, которая идет до конца марта 2024 года или текущую выставку в «Новом крыле» Дома Гоголя «От и до: сказки на вырост».
Лиза Плакса, мини-сериал о представителях разных покалений семейства козочек, фрагмент, 2019
Чем больше нестабильности вокруг нас, тем чаще люди ищут опору в чем-то знакомом, близком, вечном и понятном. Последнее остается под большим вопросом. В попытках разобраться, найти ответы на насущные вопросы художники создают работы, а зрители пытаются их для себя расшифровать.
Текстильная комикс, Anna Bat, вышивка, 2023
Куратор Эльмира Минкина в выставке «От и до: сказки на вырост» соединяет сказки, к которым часто обращаются художники в поисках смысла, с текстилем. Про последний она рассказывает: «Текстиль — это медиум, который нельзя назвать новым. У него очень интересная судьба, как мне кажется. Можно сравнить с перформансом или современной фотографией, например. Все они задаются вопросом, как им быть представленными в музее, каким им быть?
Текстиль ведь очень пограничная, маргинальная среда. Это и вышивка картин по номерам, и рукоделие, и декоративно-прикладное искусство. Это все стоит разграничивать. Но и в сознании людей, и в сознании художников с этим разграничением есть вопросы. Я считаю, что у современного искусства потенциал критический — любая работа современного искусства ставит какие-то вопросы, проблемы, говорит на актуальные темы. Современное искусство, может и должно давать какую-то оценку происходящему. Это главное. Но еще я как зритель и как куратор, уделяю много внимания эстетической части произведений».
Кирилл Манчунский «Король ночных мышей», 2021
Еще один важный аспект: часто текстиль ассоциируется с традиционными женскими практиками, домашним неоплаченным трудом. В проекте Эльмира раздвигает эти рамки. На выставке представлены работы художников – мужчин, например, «Король ночных мышей» Кирилла Манчунского и панно L’amour fou Родиона Китаева.
Текстильная книга «В темноте», Наташа Петрова
Выбор текстиля как основного медиума выставки был обусловлен несколькими факторами. Эльмира Минкина закончила магистратуру музея «Гараж» и ВШЭ, ее дипломным руководителем была Катя Иноземцева, главный куратор музея, а тема диплома касалась лоскутного шитья и печворка в художественной практике. Плюс партнером и инициатором выставки выступила галерея Textura в лице директора Анастасии Уткиной. Галерея объединяет и продвигает современных художников, которые выбрали для себя текстиль в качестве медиума. До настоящего момента Textura была онлайн-галереей, а в октябре они открывают небольшое пространство на ЦТИ Фабрика для проведения офлайн выставок.
Леся Парамонова, Башмачки к коллекции Pagans (Язычники), 2020. Ткань, перья, ручная работа, 25*10 см
Все это объединилось в выставку «От и до: сказки на вырост». На выставке есть и вышивка, и коллажи, панно, гобелен, фотопечать, дополненная вышивкой, тканевые книги, платье и объект - башмачки с перьями. Какие-то работы были сделаны раньше, а часть создавались под выставку.
Лена Ярулина, серия «Синяя птица», смешанная техника, 2023
К примеру, Инна Гришечкина показывает серию «Сказки на ночь», это четыре работы с вышивкой, четыре сказки про девочку, которая хотела стать художником. Для автора в целом важна тема материнства, а сказки на ночь для детей, ее неотъемлемая часть. Она решила это все совместить в своей работе.
Инна Гришечкина, серия «Сказки на ночь», вышивка, 2023
Поделить работы на выставке по времени создания или по героям и сюжетам не получилось. И тогда куратор решила объединить их по размерам: большие, средние и маленькие. Прием, который часто используется в сказках. Алиса Льюиса Кэрролла то увеличивалась, то уменьшалась, Дюймовочка сама по себе была малышкой, а Питер Пен просто не хотел взрослеть. Сами художники тоже интересно работают с масштабами работ.
Родион Китаев, панно L’amour fou, 2021
Например, «большая» работа Родиона Китаева – 95*121 см. Эльмира про нее говорит: «На ней все очень мелкое. Нужно действительно долго изучать его вышивки, чтобы там вычленить какие-то элементы. Я постоянно нахожу там что-то, чего я не видела раньше, просто потому что мой взор не может все это сразу идентифицировать».
Аня Гросицкая, серия «Сказочные силы», 2023
О работах средних габаритов куратор говорит: «В целом это самый, наверное, большой зал и самый популярный среди художников размер. Это удобно в работе, и это коммерческий формат. Ведь не все покупатели могут позволить себе купить произведение большого размера». Здесь Аня Гросицкая в серии «Сказочные силы» через льняные салфетки с елецким кружевом и вышивкой ищет «В чем сила?», а Ольга Молявко через серию «Дальние родичи» ищет связь Мелюзины и Змея Горыныча. Тут Лена Ярулина соединяя холст, акрил, натуральные камни, коллаж и вышивку ищет «Синюю птицу».
Ольга Молявко, серия «Дальние родичи», текстильный коллаж, 2023
В зале с «маленькими» работами Лиза Плакса показывает ручной вышивкой мини-сериал о представителях разных поколений семейства козочек. Наташа Петрова через платье и текстильную книгу рассказывает историю «В темноте», как можно заблудиться внутри себя и о поисках внутреннего источника света.
Наташа Петрова, платье
И не забудьте заглянуть в глазок закрытой двери в последнем зале. Возможно, именно там найдется ответ на ваш вопрос.
Что за дверью? Работа Алины Глазун, без названия, смешанная техника, 2023
Выставка «От и до: сказки на вырост»: 12 октября — 10 декабря
Куратор: Эльмира Минкина
«Новое крыло» Дома Гоголя: Москва, м. Арбатская, Никитский бульвар, 7А
Время работы: Среда- воскресенье — 12:00–20:00, Пн, Вт — выходной.