События 12-18 ноября
Любовь к себе среди руин
14.11.2018-13.12.2018
Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Smart Art и Альфа-Банк представляют персональную выставку московской художницы Александры Паперно «Любовь к себе среди руин». Экспозиция откроется во флигеле «Руина» – бывшем здании конюшен при усадьбе Талызиных на Воздвиженке, пришедшем к концу XX века в упадок и превратившемся в настоящую руину, которая была тщательно отреставрирована с консервацией всех сохранившихся конструктивных и декоративных элементов, и с 2017 года работает как выставочное пространство Музея архитектуры.
«Руина» стала для Паперно отправной точкой в подготовке проекта и центральным сюжетом, вокруг которого развивается вся выставка. Руина – это не только про исчезающее или исчезнувшее место, это еще и важнейший образ для культуры Нового времени. Она стала символом концентрированного прошлого, меланхолии и тоски по «золотому веку», выражала и культивировала эстетику медленного распада, стала едва ли не главным фоном для европейских живописцев XVIII - XIX столетий. К XX веку очарование руиной и руиной-как-идеей никуда не исчезло, только сам образ и специфическое «руинированное» состояние распространялось не столько на архитектуру, сколько на большие идеологические и политические проекты, и шире на культуру, которая многократно распадалась и пересобиралась вновь.
Паперно как раз и работает с этим культурным контекстом, с ситуациями, когда культура и цивилизация становятся вдруг условным набором странных правил, кодов, смысл которых давно потерян. Она отыскивает эти моменты обрыва связей и со всей нежностью и иронией представляет их, работая с разными художественными средствами.
Центральным элементом всей выставки станет сломанная колонна – скульптурный объект, пронизывающий три этажа «Руины» и представляющий собой ломающуюся колонну. Идея работы возникла из реальной истории, случившейся с французским художником Гюставом Курбе, когда он, будучи комиссаром по культуре Парижской коммуны, руководил сносом Вандомской колонны. Колонна Паперно – это ироничный знак, абсолютный перевертыш по отношению к руине, которая распространяется горизонтально, расползается, углубляется и врастает в поверхность. Здесь же белая колонна устанавливает вертикальную ось как будто игрушечного распада, при этом колонна – кстати, как и руина – один из самых устойчивых символов европейской культуры, вступает в странные отношения с «Руиной», стягивая отдельные группы работ, заставляя само пространство как будто встряхнуться и освободиться от груза смыслов, собственной истории и «нажитых» культурных контекстов.
Арт-Кавказ. С Дагестаном в голове
14.11.2018-16.12.2018
Галерея-мастерская «ГРАУНД Песчаная»
13 ноября 2018 года в галерее «ГРАУНД Песчаная» Объединения «Выставочные залы Москвы» состоится открытие междисциплинарного проекта «Арт-Кавказ. С Дагестаном в голове», организованный совместно с Государственным институтом театрального искусства (ГИТИС). В экспозицию войдут видео- и фотоработы, инсталляции, перформансы, произведения графики и мелкой пластики.
Проект «Арт-Кавказ. С Дагестаном в голове» родился в результате своеобразной арт-резиденции, или, скорее, арт-погружения в традиционную, религиозно-патриархально-ориентированную среду Северо-Кавказского общества, куда в рамках учебного курса была привезена группа студентов, сценографов-режиссёров мастерской Д. Крымова – Е. Каменьковича (ГИТИС).
Кураторы проекта – преподаватели курса художник Таус Махачева и искусствовед Дмитрий Буткевич, – погрузили молодых театральных художников в неизвестную для них ранее среду, которая либо существовала «в их голове», либо они вообще ничего о ней не знали. Название проекта перекликается со строкой из стихов народного поэта Дагестана Расула Гамзатова: «Все приемлю я, что будет, С Дагестаном в голове…»
Результатом поездки стало неожиданное художественное высказывание, наполненное дагестанской и Северо-Осетинской этнографической и культурной экзотикой. Благодаря арт-интервенции столичных художников в практически неизвестное им общество, вторжению активного современного искусства в неподготовленную среду появились более двух десятков перформансов, зафиксированных на видео- и фотоносителях.
Первая «выездная» арт-резиденция ГИТИСа функционировала на территории Махачкалы, горного аула Гуниб (Дагестан) и Северной Осетии в течение 7 дней.
Сокуратор проекта Дмитрий Буткевич: «Задача стояла, казалось бы, не слишком сложная, как своего рода «этнографическое путешествие-приключение»: погрузить молодых московских художников – студентов ГИТИСа мастерской Дмитрия Крымова – в атмосферу иной культуры, иного быта, иных общественных связей, иной религии, наконец. Они ехали на Кавказ «с Дагестаном в голове», как говорил Гамзатов, с книжными знаниями об этой земле, с опытом, полученным из средств массовой информации и социальных сетей или сформированных общественным мнением. А иногда и вообще без каких-либо знаний и опыта».
Сокуратор проекта Таус Махачева: «Наш проект достаточно экспериментальный. Это диалог о том, как развивать художественные работы, учиться работать со средой, о том, как перерабатывается набор априорных клише и представлений, когда оказываешься в совершенно другом контексте. Путь от изначальной идеи до художественной работы может быть самым разным. Основная идея проекта – как с помощью того культурного кода, которым ты обладаешь, понять другую культуру».
В сентябре 2017г. часть проекта была показана в рамках Международного фестиваля современного искусства «Аланика» (г. Владикавказ, Северо-Кавказский филиал ГЦСИ (в составе РОСИЗО).
В Москве выставка будет впервые представлена в полном объёме. В рамках проекта планируется проведение перформативных практик, дискуссий и творческих встреч.
Театр Стравинского
14.11.2018-20.01.2019
«Театр Стравинского» – проект, соединяющий актуальное искусство и архивные материалы. Выставка приурочена к 175-летию великого баса Мариинского театра, отца Игоря Стравинского – Федора Игнатьевича Стравинского, и проходит в рамках Года Театра, которым объявлен 2019 год. 80 лет наследие семьи Стравинских было разделено на два города – Санкт-Петербург и Москву. Летом 2018 года архив был воссоединен. Данный проект – это исследование-погружение, которое позволит взглянуть через призму современного искусства на фигуру Игоря Стравинского и членов его семьи – создать новые нарративы.
Все участники выставки – актеры театра, в закулисье которого попадает зритель: «гримерные» художников; кулуары, где мы слышим истории о композиторе; репетиционная; оркестровая яма; комната дирижера и даже «обсерватория» звука. Каждая из работ современных художников связана с жизнью и творчеством композитора, и создает параллель между историей и современностью, архивным материалом и актуальным искусством, классикой и новыми медиа.
Портрет семьи Стравинских предваряет экспозицию – четыре брата, мать и отец, который оказал сильное влияние на Игоря Стравинского. Уникальный исторический источник: отрывные календари Ф.И. Стравинского, где он тщательно прописывал все подробности каждого дня, в том числе моменты рождения своих детей.
Захотелось
15.11.2018-24.11.2018
he world is her runway. Для неё мир - подиум, а жизнь - холст. Холст на котором модель Avant Models Agency Женя Макарова фиксирует своё «здесь и сейчас».
А «здесь и сейчас» 16-летней москвички - это учеба в МХПИ, йога, экспериментальная музыка и работа на неделе моды с Valentino, Fendi, Jil Sander и Victoria Beckham.
Жадно постигая жизнь и особенности мироустройства, Женя, известная миру моды как Jolie Alien, выработала свой уникальный стиль как в жизни (за которой через инстаграм @jolie.alien следят тысячи подписчиков), так и в живописи.
Называя своими любимыми художниками Иеронима Босха, Густава Климпта, Аристарха Лентулова, она все же отдает предпочтение американскому мастеру ЖАН-МИШЕЛЮ БАСКИЯ.
И также как нет границ у моды, нет ограничений в искусстве для Жени - она рисует на любой плоской поверхности в стиле неоэкспрессионизм, дарит свои картины дизайнерам и позирует для Vogue, завернувшись в собственные творения, словно в драгоценную шаль.
Часть картин из этой съемки войдут в экспозицию персональной выставки Жени Макаровой «Захотелось» в галерее «Кино», открытие которой состоится 14 ноября. Основную часть экспозиции составят работы, предоставленные автором, а также произведения, находящиеся в частных коллекциях.
Эхо
16.11.2018-20.12.2018
Эхо не дает нового знания о мире. Единственная информация, которую несет эхо — это время. С другой стороны, эхо работает с пространством: время отражения звука от поверхности помогает составить представление о месте, где мы находимся, и мысленно очертить его границы. Для художников объединения PROUN, работающих с видео, звуком и временем, эхо становится идеальным материалом для экспериментов.
Явление эха подрывает концепцию прямой событийности: звуки, отраженные от поверхности, существуют еще долго после свершения событий. Эхо дает широту восприятия — так же, как взгляд вплотную на объект не будет до конца правдивым и всеобъемлющим, его звуковые качества вблизи не окажутся открытыми в полной мере. Одним из проявлений эха в современном мире является феномен репостинга, повторения чужой мысли с новыми нотками звучания. Кино предстает эхом в формате видео. С помощью документальной кинохроники мы погружаемся в события прошлого, но они не кажутся нам доподлинными и воспринимаются как мираж. Временная иллюзия кино сродни временному разрыву эха и реального звука, породившего его.
На выставке будут представлены работы в звуковом и видео-формате. Объекты будут работать с пространством выставки, выстроенным как лабиринт, и развиваться во времени в попытке исследовать этот сложный феномен.
Видео Текст Арт
15.11.2018-17.11.2018
ЦСИ им. Сергея Курёхина (СПб)
«Видео Текст Арт» – название фестиваля Видеоформа 6 звучит как код, как шифровка, полученная из далекого прошлого или невидимого будущего. Текст, образ и искусство неразрывно связаны. Более того, мы живем в такую эпоху, когда пиктографическое письмо и компьютерный код, древние стелы и визуализированные на экране цифровые потоки, хорошо знакомые по голливудским фильмам, оказываются в едином пространстве. Шестая Видеоформа посвящена тексту. Если предыдущие пять выпусков были сосредоточены на проблеме толерантности и образе будущего, цвете, форме и звуке в видеоискусстве, то на этот раз будут представлены авангардные эксперименты художников, обратившихся к текстовым играм и гипертексту, нейронным сетям и дополненной реальности, к графическому изображению и звучанию текста на экране.
Расписание:
15 ноября
19.00 – Открытие фестиваля и выставки.
19.15 – Показ программы фестиваля поэтического кино ZEBRA, Встреча с кураторами Томасом Зандеджакомо и Винфридом Беттмером.
20.30 – Программа видео «Литература и визуальная поэзия», фестиваль. VIDEOFORMES, ведет куратор Габриэль Сушейер.
21.30 – Премьрный показ работы Елены Артеменко «Игра».
16 ноября
11.00–21:00 – Выставка «Видео Текст Арт».
19.00 –Лекция Ольги Шишко / МедиаАртЛаб«Монтаж аттракционов Алексея Исаева».
20.30 – «Глазами машин» Круглый стол с медиа художниками и кураторами Натальей Федоровой, Еленой Никоноле , Еленой Деми-довой.
22.00 –Lost&Found, my/my/my, Точное время и Эфирный островПерфоманс Наталья Федорова.
17 ноября
11.00–21.00 – Выставка «Видео Текст Арт».
16.00 – «Технологии языкового искусства»Лекция Натальи Федоровой / Медиа фестиваль «101».
17.30 – Показ видео программы и встреча с куратором Элеонорой де Монтескью.
Подробности - на сайте
Все мероприятия в рамках фестиваля - бесплатные, по предварительной регистрации.
Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся
14.11.2018-10.12.2018
Проект, название которого отсылает к одноименной музыкальной композиции Брайана Ино, представит московскому зрителю работы молодых российских и международных художников, которые исследуют новую «ритуальность» выставочного пространства и процессы опосредования искусством социальных отношений между людьми с помощью перформативных, хореографических, спортивных, духовных и игровых практик.
Произведениями этого почти «нематериального» проекта станут события, создаваемые художниками — коллективная квантовая медитация, настольные и кибер-игры, хакерский воркшоп, сатсанг-встречи, сеанс коллективного слушания, занятия по тайцзи, ушу и цигун. Работы такого типа демонстрируют новые партиципаторные художественные формы единения и коммуникации, проявляют чувства общности и сопричастности друг другу, формируя единое коллективное тело зрителя и участника.
В рамках проекта в России будут впервые показано несколько работ:
«Фейерверк и Порох» Кирилла Савченкова — настольная игра, созданная для основного проекта 12-й Кванджуйской биеннале и основанная на карточной игре «Коллекция», которую ЦРУ использует для обучения своих сотрудников.
«Noospheric Society» — сеанс «квантовой» медитации под руководством Анджело Плессаса (Angelo Plessas), пионера европейской сцены пост-интернет искусства. Проект был создан специально для публичной программы Documenta 14, проходившей в Афинах в 2016 году.
Suspending Time: Meditations for accessing alternate space/time in music» («Отложенное Время: Медитации для достижения альтернативного пространства/времени в музыке») — проект Лу Драго, сооснователя XenoEntities Network (XEN), берлинского кураторского коллектива, который фокусирует свое исследование на изучении квир-, гендерных и феминистских исследований и их взаимодействии с цифровыми и технологическими культурами. Проект состоит из коллективных сеансов медитации и слушания. Впервые он был представлен в музее Мартин-Гропиус-Бау (Берлин) в рамках выставки "Welt ohne Außen. Immersive Spaces since the 1960s".
Участники: Анджело Плессас (Angelo Plessas) / Лу Драго (Lou Drago) / Кирилл Савченков / Филипп Ильинский / Александра Конникова / Албертс Альбертс / Аня Кравченко / Катя Решетникова / Вера Щелкина / Кристина Петрова / Музей практик чувствования / Алиса Смородина / Cофа Скидан / Саша Пучкова / Вик Лащенов / Дмитрий Волков / Актерский Кружок Угнетенных.