События 9-15 апреля
Творческая встреча с Еленой Утениковой и Михаилом Тихоновым "Куда глаза глядят?"
15.04.2018, 15:00
Арт-коммуналка (Коломна)
В Арткоммуналке открывается арт-резиденция художников Елены Утенковой и Михаила Тихонова, победителей международного конкурса в области визуальных искусств и современной литературы «Арткоммуналка 2018».
На творческой встрече 15 апреля художники поделятся планами и затеями относительно их нового коломенского проекта.
Формально проект из цикла Городские путешествия посвящён открытию и художественному освоению городских окраин. Однако, по признанию авторов, это скорее «поиск себя самого, той точки счастья, в которой окружающий тебя пейзаж вдруг совпадёт с ландшафтом твоей души». Приоткроем лишь чуть завесу предполагаемых поэтических путешествий: в руках исследователей будут не только карандаши для рисунков и записи текстов, но и экшен-камера, укреплённая на руле велосипеда, а в ногах – педали того же транспортного средства…
«Почему одно и то же место иногда видится прекрасным и привлекает внимание, а иногда как бы не существует для нас», – над этим поразмышляют художники, демонстрируя предыдущие работы из этого цикла. Какие задачи они решали, что и какими средствами смогли передать?
Сигнал
13.04.2018-6.05.2018
ЦСИ "Типография" (Краснодар)
Центр современного искусства «Типография» представляет новый проект краснодарского фотографа Савелия Харламова «Сигнал».
Была гроза, где-то на заднем плане работал телевизор, не обращающий на себя никакого внимания. Его вещание прервалось из-за плохой погоды — эти случайные искажения привлекли внимание автора, и он решил запечатлеть их, сделав снимки телеэкрана.
Так работают современные медиа: производимый ими бесконечный поток контента превращается в визуальный шум. В непрерывной череде похожих изображений и сообщений сложно вычленить что-то конкретное и важное. Сообщением становится само медиа, канал передачи, производимый им поток. Но если во времена Маршалла Маклюэна визуальный поток вторгался в жизнь вместе с включением телевизора, то сейчас он стал частью почти каждой минуты части нашей жизни, отраженной в поверхности экранов — телевизора, компьютера, телефона. Разорвать его способна только ошибка — сбой в работе, поломка, глитч. Именно помехи в телевизионном изображении становятся настоящим событием телеэфира, сигналом для привлечения внимания, выводящим потребителя из поглощения контента.
Фотографии Харламова можно перепутать с живописью — и серия «Сигнал» не стала исключением. Обычно Савелий добивается такого эффекта тщательной работой со светом, фактурами, цветами и композицией, превращая привычные вещи вроде яблок в целлофановом пакете в нидерландские натюрморты. В серии «Сигнал» его художественный метод радикализуется, к продуманности добавляя чистую случайность.
Фотография подчеркивает разрыв между тем, что изображено, и тем, что мы видим. Когда-то живопись стремилась к точной имитации трёхмерного пространства на плоскости. После распространения фотографии она обратилась к работе с плоскостью, двухмерностью холста. В серии «Сигнал» эту «плоскостность» изображения обнаруживает и фотография. Это мерцание между объективом фотографа и кистью художника, между документальным и художественным. Факт повседневности становится абстракцией, построенной на отношениях цветовых пятен и геометрических форм.
Следы движения. Искусство продлевающее жизнь
13.04.2018-26.05.2018
С 13 по 26 апреля Omelchenko Gallery представит проект «Следы движения. Искусство продлевающее жизнь». Мы готовы поделиться одной не простой, но очень интересной историей двух сестер, которая могла бы стать примером и вдохновением для многих людей во всем мире.
Светлана Маганова и Татьяна Хейнонен - родные сестры. Родились в Москве, в семье, где царила творческая атмосфера. Обращение к живописи, тем не менее, пришло к ним уже довольно в зрелые годы. Столкнувшись с тяжелой жизненной ситуацией, в результате сильных потрясений, попытки осознания причинно-следственной связи, появилось желание разговаривать через живопись. Их творчество – это попытка отразить перекрестное восприятие в результате работы мысли и настроения души на базе внутренней интуиции и осмысления пережитых событий. Их живопись – это образы, ассоциации, переживания, индивидуальное и эмоциональное восприятие окружающего мира через цвет, форму, текстуру, уникальные и удивительные свойства стекла.
Татьяна Хейнонен начала заниматься живописью, когда была уже смертельно больна. Но важно то, что она оказалась причастна к прекрасному миру творчества. Благодаря интереснейшим и сложным исследованиям, погрузившись в этот мир, она забывала о физических страданиях. Также и для Светланы, искусство, как возврат к жизни, помогло побороть тяжелые психологические травмы. Но в творчестве Светланы и Татьяны нет трагичности.
Этим проектом мы хотим показать, насколько искусство дает возможность полноценно жить в тяжелой ситуации. Татьяне оно помогло значительно продлить жизнь и прожить последние годы счастливо и состояться как художник. А Светлане - возможность созидания и желание жить, несмотря ни на что.
Часть вырученных средств будет перечислена на лечение Русланы Шук., которая больна раком и борется за свою жизнь в Центре гематологии в Москве, находясь на пятом месяце беременности.
Вкусы и символы времени
12.04.2018-30.04.2018
C 12 по 30 апреля гостям Даниловского рынка будет представлена Art & Food выставка работ студентов программы «Современное искусство» Британской высшей школы дизайна и кулинарной школы NovikovSchool.
В течение месяца студенты БВШД и ученики кулинарной школы NovikovSchool исследовали гастрономию как символ нынешней эпохи. Работая в парах, они изучали вопросы и проблемы потребления современного общества, взаимосвязь пищевых традиций различных эпох, влияние социально-экономических факторов на гастрономические привычки. Как менялась гастрономия за последние 50 лет? Как зарождаются новые ресторанные тренды? Почему производство продуктов питания уходит от безликого конвейерного формата? Какое место занимала гастрономия в искусстве на протяжении веков? Ответом на эти вопросы стал фото- и видеопроект «Вкусы и символы времени», объединивший две совершенно разные дисциплины. Работы начинающих художников и учеников NovikovSchool украсят пространство Даниловского рынка в апреле.
В рамках официального открытия выставки 12 апреля для всех желающих состоится лекция художника, куратора программы «Современное искусство» БВШД Михаила Левина на тему «Art & Food: история и актуальные примеры».
Мероприятие продолжится публичной дискуссией с известным шеф-поваром и совладельцем Twins Group (Twins Garden, Wine&Crab, Twins Wine Space, Twins Fund) Иваном Березуцким, где участники проекта обсудят, как искусство влияет на тренды в гастрономии. Вечер завершится объявлением лучших работ по мнению экспертного жюри и награждением победителей.
Пространства картины
12.04.2018-24.05.2018
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Костромской музей-заповедник при поддержке галереи pop/off/art, Москва, представляет персональную выставку Николая Касаткина (р. 1932), известного современного автора, одного из художников, переосмысливающих в новом контексте традиционные формы отечественной живописи, а точнее – реалистическое направление в русском искусстве. На выставке будет представлено более 30 живописных работ из ключевых серий художника из частных коллекций и собрания автора, в том числе ранее не экспонировавшиеся произведения.
Опираясь на опыт фотореализма и концептуальных практик второй половины ХХ века, Николай Касаткин пересматривает традиции пейзажного жанра и принципы натурного восприятия, создает ситуацию «двойной оптики». Его индивидуальный творческий мир сложился в кругу московских авторов «другого искусства», прежде всего Э. Булатова и О. Васильева. Касаткин исследовал воздействие на живопись фотографии и произведений китча, но основным жанром в его творчестве с начала 70-х годов становится «концептуальный пейзаж», основанный на принципе комбинирования узнаваемых пейзажных структур как в природе, так и в истории искусства. Так же, как Эрик Булатов и Олег Васильев, Касаткин работает с пространством картины, объективными принципами её построения, учитывая достижения как искусства авангарда, так и реалистической живописи (в особенности пейзажа XIX столетия), за счёт чего вырабатывает собственную, узнаваемую и неповторимую линию в искусстве. В формах от натурного этюда до «программной» картины художник свободно комбинирует мотивы, восходящие к традиции передвижников, и собственные пространственные идеи. Сложносоставная художественная реальность его произведений многослойна и подразумевает сосуществование разных миров и пространств. Таким образом в его произведениях возникает эффект двойной оптики или двойной картины, когда каждая работа включает в себя еще одну.
Лень
13.04.2018-26.05.2018
Выставка «ЛЕНЬ» посвящена несправедливому обвинению лени. Почему так восхваляется труд и возводится на трон величия славы и похвал, лень же пригвождена к столбу позора, все лентяи опозорены и носят клеймо порока, матери лени, каждый же трудящийся восхвален в славе и торжестве и наградах.
Арт-проект «ЛЕНЬ» продолжает традиции русского авангарда. Работа Казимира Малевича «Лень как действительная истина человечества» вступает с сегодняшним художником в диалог, вовлекает его в поле современного искусства, выстраивает связь времён, перекрестий эпох, синтез образов и идей.
На выставке будут представлена и по-разному отрефлексирована малоизвестная, странная и необычная теоретическая работа Казимира Малевича. Войдут оригинальные произведения живописи и графики современных художников и литераторов. Идеи новаторов XX века 100 лет спустя удивительно современны.
Участники выставки исследуют феномен «ЛЕНИ», перемены территорий и метаморфоз в творчестве художника, представят своё видение трансформаций авторского инструментария Казимира Малевича, размышляют в своих картинах-объектах о феномене ЛЕНИ. ТВОРЧЕСТВО, возможно, находится в сердцевине ЛЕНИ, и оно цементирует разные времена, разные территории, разные цивилизации…
В рамках выставки предусмотрены лекции и творческие встречи.
От праздника до праздника
10.04.2018 - 20.05.2018
Вот великий праздник праздничный
У окошка я сижу
В небо высшее гляжу
И салют там вижу праздничный…
(Д.А.Пригов)
«Салют» - центральная работа данного проекта, отражающего две противоположности в череде дней, месяцев, лет жизни человека. Это праздники и будни. В этой работе Анастасия применила свой искуснейший композиционный прием, создающий ощущение бескрайности пространства, заполняющего большую часть холста. Картина безлюдна, только в ее низу в черноте ночи на передней линии крупным планом просматривается подоконник с биноклем и огрызком яблока на тарелке. Вдалеке на линии горизонта видны вспышки салюта, там праздник, сквозь дымку дальности горит огнями город, мелко изображенный внизу. Анастасии скупо использует цвет, однако тональная градация серовато-голубоватого позволяет ей придать множество нюансов и смыслов сюжету. Увы, праздник далек от обыденности, будней жизни владельцев подоконника.
«Если представить структуру будней обычного человека, - говорит Анастасия Кузнецова-Руф - то они, как правило, закольцованы в схеме "от праздника до праздника". То есть от одного интересного и яркого события - через череду серых и похожих один на другой дней - до следующего, "заслуженного" праздника, веселья». Отметим, что Кузнецова-Руф занята не только решением чисто пластических задач, перед своим зрителем она выступает отчасти и как ментор. Так, в проекте «Не пропусти» (2013) Анастасия показывает, как строя грандиозные планы и воздушные замки, человек может пропустить саму жизнь, а в выставке «Точка роста» (2015) она доказывает необходимость постоянной эволюции личности. Кажется, теперь художник говорит о современнике, который больше всего боится погрязнуть в быте, будничных трудах, скуку и безысходность которых так символично описал Д.А.Пригов:«Только вымоешь посуду/ Глядь - уж новая лежит/ Уж какая тут свобода/ Тут до старости б дожить». Будни Кузнецовой-Руф (Напор-I, Напор - II , Напор-III, Входящий вызов, Всадник без головы, Руль, Осьминог, Яблоки) ярче ее же праздников (Салют, Старый новый год, Царь-рыба, Через край, Подзорная, На хамон, Глазок). Девушки - героини будничных картин обнажены, их тела полны энергии, жизни и красоты. Тела девушек объемны, их скупая цветность в тончайших нюансах оттенков коричневого противостоит белизне окружающего пространства. Из-под рук девушек (Напор-I, II, III) под давлением вырывается краска, разлетающаяся малиновыми, желтыми, зелеными яркими брызгами, создавая ощущение салюта, праздника.
«В детстве праздник - это счастливый день, кем-то придуманный и организованный и веселье может состоять просто из пустяков» (А. Кузнецова-Руф). Прелестная девочка смотрит в подзорную трубу или вся скрылась за тарелкой с какой-то вкуснятиной. В работах Анастасии детские персонажи особенно трогательны. «Для взрослого - праздник стимул жить и двигаться дальше. Для одних это счастливое событие в будущем, для других это могут быть насущные радости - вкусная еда, любовь, общение с ребенком и др.)» (А. Кузнецова-Руф). «Праздники» А.Кузнецовой-Руф либо черно-белые, либо в их изображениях она противопоставляет различные оттенки светлого или белизны темному или черному, коричневатому, серому. «Будни» в работах А.Кузнецовой-Руф наполнены движением, энергией, удовольствием жить. Ее праздники итимны, внутрисемейны. В них покой и нежность близких, любящих людей.
Ирина Филатова