События октября в Москве и Санкт-Петербурге

10:00, 01 октября 202323:00, 31 октября 2023
|
Москва и Санкт-Петербург

Уже совсем скоро ноябрь. А мы продолжаем рассказывать о мероприятиях октября. В наш дайджест входят события в Москве и Санкт-Петербурге. Мы дополняем его в течение месяца по мере поступления информации о новых мероприятиях. 

 

Москва

Выставка «Май name из Elijah, май wheel из on файр» 

Российская государственная библиотека для молодежи 

02 октября – 29 октября

Представленные работы — живопись, видео и объекты — посвящены исследованиям функционирования массовой культуры и социальных взаимодействий на интернет-платформах. Автор проекта Илья Колесников, куратор Алена Райхер.

Адрес: Москва, ул. Большая Черкизовская, д. 4, стр.1, Малый зал, Российская государственная библиотека для молодёжи.

 

Выставка «Погружение»

Галерея Глубина

3 - 14 октября 

Это третья выставка арт-сообщества Искренние. Художники работают с понятием «погружение» и интерпретируют его в выбранном ключе, будь то погружение в исследуемую тему, в процесс работы, в свойства материала или погружение в состояние, глубины подсознания и собственного я в поисках смыслов. Выставка объединяет 17 авторов из разных городов, работающих с живописью, графикой, скульптурой, фотографией, digital, авторской книгой. 

Выставку можно посетить с 3 по 14 октября в дни мероприятий или по предварительной регистрации по тел.+79153910967. Вход свободный.

Адрес: г. Москва, 1-й Сельскохозяйственный проезд, д. 3.

 

Выставочный проект «Небо становится ближе»

Галерея «Ковчег»

4 октября - 12 ноября 

Три с половиной десятилетия назад участники этой выставки, в большинстве своем, не были знакомы между собой. Ну, разве кто-то попарно. Например, Сутягин и Шевченко познакомились в сегодня уже не существующей студии Евгения Стасенко на Бауманской улице, 46, а Ермолаев и Сафонов – в вузе и в студии нынче давно закрытого ДК «Серп и Молот» поближе к Таганке, на Волочаевской. Географически это было почти по соседству: уцелевшая старая Москва взращивала художников. И будущая галерея «Ковчег», к очередному юбилею которой приурочен выставочный проект (площадка открылась в сентябре 1988 года), тогда только-только начиналась, зарождаясь в недрах безымянного выставочного зала у парка «Дубки» и станции метро «Тимирязевская». Однако со временем все – включая и галерею – перезнакомились; с самого начала «Ковчег» создавался, в первую очередь, как место для художников. Это всеобщее знакомство было, можно сказать, неизбежным: слишком схожими были привязанности и творческие установки участников, долго ходивших, можно сказать, параллельными тропами. В увлеченности самим искусством был и некоторый недостаток – мало кто тогда думал, что нужно «столбить за собой» еще и время.

Адрес: Москва, Трубниковский переулок, 22, строение 2.

 

Выставочный проект Бориса Орлова и Сергея Шеховцова «Парсуны нон грата»

Stella Art Foundation в Москва-Сити

5 октября  – 31 января 2024

Выставка соберет более 60 работ авторов, среди которых никогда прежде не экспонировавшиеся произведения классика соц-арта Бориса Орлова и скульптуры Сергея Шеховцова, охватывающие 25-летний творческий путь художника.

Связанных многолетней дружбой авторов объединяет обращение к темам исключенного, подавляемого и скрытого. Название выставки «Парсуны нон грата», остроумно отсылающее к одному из ключевых проектов выставки, указывает нам на фигуры (персоны) умолчания, вытесненные в область коллективного бессознательного.  

Адрес: Москва, Москва-Сити, 1-й Красногвардейский проезд, 15, 2-й этаж Башни "Меркурий".

 

Персональная выставка художника Ильи Буслакова «Числа как искусство»

Галерее Ростокино

06 октября - 05 ноября

В своем экспериментальном проекте художник-график из Вологды Илья Буслаков открывает новую эстетическую грань мира чисел, о которой, возможно, до этого задумывались лишь глубоко увлеченные своим предметом математики. Проект представляет совершенно новое направление в современном искусстве и посвящен изображению чисел в художественной форме, чтобы показать, что числа, которые окружают человека везде и всегда, могут быть объектами и предметами искусства сами по себе. В пространстве галереи размещено пять индивидуальных выставок, каждая из которых предлагает уникальную перспективу и дает возможность ознакомиться с проектом, эксплицированным через различные медиумы и техники, с которыми работает художник. Числа отличаются не только по манере исполнения, но и по форме высказывания: иногда это графика, иногда — рисунок, есть числа-фотографии, числа-татуировки и числа-скульптуры, числа-простые, числа-загадки, числа-шутки и числа-лабиринты.

Адрес: Москва, ул. Ростокинская, д.1.

 

Персональная выставка Nootk- проект «Гештальт»

Фонд Ruarts

06 октября – 12 ноября

Проект «Гештальт» – это 10 работ, эскизы для которых были сделаны в разное время, но закончены только в 2022 и 2023 годах.

«Абсурдные сценарии», как их называет сам художник, представляют некий перекресток комического и абстрактного искусства. Каждая работа – новая жизнь. Помимо мультяшных персонажей, часто складывающихся в цветной паттерн, важной составляющей визуального языка Nootk является линия, контур. В первую очередь, его волнуют форма и композиция, а сюжет вырисовывается в процессе создания эскиза.

Адрес: Фонд Ruarts, Трубниковский пер., 6, 5-й этаж.

 

Фестиваль современного искусства «СТРИТАРТЕРИЯ FEST»

«Новый Манеже»

6 - 8 октября 

Пространство «Нового Манежа» все три дня будет разбито на две тематические зоны: в одной из них представят миниатюры работ победителей Всероссийского арт-проекта «Контуры Культуры» и произведения других современных художников с возможностью погружения в виртуальную реальность. В другой состоится интерактивная программа с выступлениями творческих деятелей, кураторов, экспертов из самых разных областей –– не только искусства, но и пиара, рекламы, дизайна, новых технологий и многих других. Они расскажут гостям фестиваля о том, как создаются крупнейшие Арт-фестивали в стране, какие возможности город дает представителям искусства, о тенденциях в сфере культуры, урбанистики и других направлений, поделятся секретами своих профессий. Также на площадке будут работать книжный корнер и диджитал-выставка. Вход на мероприятие бесплатный, необходимо только зарегистрироваться на сайте фестиваля.

Адрес: Москва, Георгиевский переулок, д.3, стр.3

 

Выставка «Путешествие с куклой в поисках счастья»

Галерея Давыдково 

06 октября – 29 октября

Культура, в её широком понимании, - это то, что отличает человека от всех остальных существ на земле, и кукла в ней занимает особое место. Это Альтер – эго человека, его символ. Её обнаруживали в раскопках древнейших цивилизаций. Обрядовая, ритуальная, театральная, механическая, кукла-игрушка, промышленная, авторская художественная… Судьба куклы изменчива. Жизнь её многообразна. Но пока жив род человеческий, будет жить и кукла. Кукла – стержень этой коллекции, как редкостное и удивительное явление, возведена в ранг раритета, артефакта, феномена. Вокруг нее формируется предметная среда, рождая тысячи цепочек ассоциативных связей. 

Адрес: Москва, Кременчугская ул., д. 22, м. «Славянский бульвар», м. «Давыдково».

 

Персональная выставка Тины Шибаловой «Манифест» 

Галерея К320

10 октября  — 8 ноября

Выставка «Манифест» создана в стремлении осмыслить акцию, впервые запущенную 26 августа на Красненькой биеннале в Санкт-Петербурге. Далее проект еще дважды экспонировался по частям в Зверевском центре современного искусства и на ярмарке Cosmoscow. Теперь Тина совершает следующий логический шаг – создает модель экспонирования результатов акции в галерейном пространстве. Эта итерация решает сразу несколько задач. Во-первых, помогает художнице проанализировать проект, разделив его на составляющие и в спокойной обстановке отследить все заложенные изначально, и возникшие в ходе реализации, смысловые слои. Во-вторых, дает возможность собрать обратную связь со зрителей, чтобы выяснить, насколько такие препарирующие выставки адекватны понятию акционизма, и не разрушают ли они этот вид искусства, трансформируя его во что-то иное и чуждое. Таким образом выставочный проект «Манифест» - это лаборатория, где происходит синтез ответа на вопрос, что произойдет с одной конкретной мобильной акцией, если показать ее разобранной, статичной и в стерильных условиях.

Куратор: Елена Шевелева.

Адрес: Москва, ул. Городская, д. 8, этаж 3, галерея К320, на КПП сказать охраннику, что вы в кабинет 320. Посещение по предварительной регистрации на сайте галереи.

 

 

Выставочный проект «Процесс. Франц Кафка и искусство ХХ века»

Еврейский музей и центр толерантности 

11 октября — 14 января 2024 года

Франц Кафка предсказал XX век. Несмотря на то, что все романы, в том числе созданный на фоне Первой мировой войны «Процесс», остались неоконченными, Кафка безнадежно точно описал испытания, предстоящие ХХ столетию: одиночество, абсурд, невозможность противостоять безличному пространству. Мало издававшийся при жизни, автор сегодня переведен почти на все языки мира, а его литературное наследие уже многие десятилетия становится в той или иной форме основой для изобразительного искусства. 

Выставка «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века» прослеживает параллели между произведениями писателя и крупнейшими художественными явлениями ХХ столетия. Архитектурное решение пространства выставки предполагает несколько направлений движения зрителя, ведущих к центру экспозиции, сформированному как аллюзия на роман «Замок».

Адрес: Москва, улица Образцова, дом 11, строение 1А.

 

ГРАУНД Солянка

11 октября – 10 декабря 

Инсталляция Марины Алексеевой «Во все глаза»

Специально для выставки этого года в ГРАУНД Солянке Марина написала 200 совершенно новых работ. Инсталляция «Во все глаза» «смотрит» на посетителей. По задумке художницы эти произведения – только зародыши картин, их ростки. Им предстоит сделать выводы из увиденного и в соответствии с этим вырасти в большое искусство. В экспозиции также представлены работы разных лет: два триптиха «Здравствуйте» и «Анна Каренина» и полиптих, состоящий из 10 частей под названием «Десятиптих».

«Москва. Композиция для комнат», аудио-видео инсталляция Алексея Сысоева при участии Юрия Пальмина и технической поддержке ЦЭАМ

Композиция построена на внутренней боли Алексея Сысоева: многие из тех людей, что любезно приглашали его в гости, были вынуждены покинуть свои адреса. В наивно дергающемся изображении сложно разглядеть могучий и подавляющий ритм огромного мегаполиса. Акварельные цвета кинопленки — импрессионистский отклик на мелькнувшую перед моей камерой реальностью. Всё здесь лишь отклики света, блики, отражения, которые безвозвратно рассеялись в тех широких пейзажах. Пространства превратились в комнаты, а ушедшее время, почти эпоха, которую удалось уловить на самом своем излете, — в ритм.

«Партитура движения», выставка Клуба рисовальщиков движущейся натуры

За время проведения в проекте приняли участие более полутора тысяч перформеров и художников из 35 стран мира. Все зарисовки проходят под музыку, а в специально курированных программах — Во время традиционных набросков фигура статична — модель будто превращается в некий предмет, от которого художник отстранен. Но при движении модели всё меняется. Роли смещаются — создается ощущение, что, медленно перемещаясь в пространстве, танцовщик рисует своим телом, а рука художника, так как ей надо поспевать, хоть и за медленным, но всё же движением, начинает «танцевать» вслед за телом перформера. Проследить за возникшими уникальными связями между моделью, доверяющей свое полуобнаженное тело пристальному взгляду рисовальщика, и самим рисовальщиком — одна из целей экспозиции. «Партитура движения» — не только отчет за прошедшие мероприятия, но и воплощение дополнительного круга переплетений — в специально созданном для выставки видеопроекте, танцевальном фильме перформансисты уже наоборот, на основе существующих рисунков, моделируют новые движения. Также придуманы новые ходы — экспозиция набросков построена как зарисовка одного большого движения, от начало до конца сессии.

Выставка «Контактный зоопарк» 

Выставка построена вокруг нехитрого сюжета — дети в зоопарке. В «Контактном зоопарке» происходит контакт не только скульптурных детей с нарисованными животными, но и зрителя со своим прошлым — собственными воспоминаниями детства, посещения зоопарков и теми впечатлениями, которые дарили и дарят детям животные. «Основываясь на старых фотографиях, Сергей Судаков создает памятники не конкретным детям, людям, которых с нами давно нет, а детству вообще, ощущению детства. Робкие либо уверенные, они наряжены, они предчувствуют праздник. Смотря на них, мы думаем о себе, о своем детстве, вспоминаем собственные банты и ушки зайчиков. Наивная, но верная надежда человека на то, что теплые и трепетные эмоции детства украшают его жизнь, проходит через работы Юлии Картошкиной и Сергея Судакова, помогая нам хотя бы ненадолго вернуть эти чувства во взрослую жизнь», — говорит куратор Катя Бочавар.

Адрес: Москва, ул. Солянка, д. ½, стр. 2, вход с улицы Забелина

 

Выставка «Автор неизвестен. Коснуться главного»

Музей русского импрессионизма

12 октября – 21 января 2024

Выставка живописи и графики неизвестных художников конца XIX — первой трети XX века. Имена этих мастеров не установлены в силу исторических обстоятельств, однако их произведения могут встать в один ряд с работами известных живописцев. Экспозиция «Автор неизвестен. Коснуться главного» приглашает посетителей абстрагироваться от личности художника и оценить картины, исходя из основных художественных категорий. Интерактивные элементы помогут узнать, из каких ключевых визуальных характеристик  состоит живопись и графика. Проект даст редкую возможность показать работы, которые обыкновенно скрыты от публики в запасниках. Посетители увидят произведения из 6 частных и 30 государственных собраний.

Адрес:  Москва, Ленинградский пр-т., 15 строение 11.

 

Проект Марии Тимофеевой «Память заменяет мне вид из окна»

Московский музей современного искусства

12 октября — 21 января 

Сюжет проекта строится вокруг многоквартирного дома, который является для художницы символом города Воркуты, где она прожила три года. В этом девятиэтажном доме на улице Димитрова, когда-то самом известном здании в городе, раньше кипела жизнь — сейчас же дом оказался практически забыт и покинут. С помощью архивных фотографий жителей дома, их рассказов и интервью Мария Тимофеева воспроизводит не только историю самого здания и людей, когда-то его населявших, но и выстраивает коллективную историю всего города, фиксируя образ времени. Проект состоит из макета здания, который является смысловым центром выставки, и документальных свидетельств, воспоминаний обитателей дома. Среди таких материалов — аудиоинтервью, фотографии и фотоколлажи, а также видеофильм на основе найденной художницей архивной кинопленки.

Адрес: Москва, Гоголевский бульвар, 10/1. Залы ШСИ

 

Выставка «От и до: сказки на вырост»

«Новое крыло» Дома Гоголя

12 октября – 10 декабря

Проект объединит произведения художников на тему сказок, выполненные в различных техниках работы с текстилем. В их числе — ткачество, вышивка, текстильная книга и коллаж, аппликация и объекты. Учитывая все многообразие сказок — народных и литературных, добрых и страшных, известных во всем мире и в семейном кругу — за основу выставочного нарратива взят распространенный сказочный прием увеличения и уменьшения размера героя и мира вокруг него. По ходу повествования последовательно меняются размеры произведений, предлагая зрителю, независимо от численных параметров — роста и возраста — вырасти или уменьшиться относительно сказочных героев и сюжетов.

Адрес: Москва, Никитский бульвар, 7.

 

Персональная выставка Дмитрия Кадынцева «Первооткрыватели»

Центр Творческих Индустрий «Фабрика»

13 октября — 12 ноября 

На время выставки весь зал «Артхаус» превратится в масштабную инсталляцию-сад, населенный животными, растениями и антропоморфными существами. Здесь присутствуют птицы, звери, бактерии, а осью инсталляции является большая ветвь, на которой подвешены кормушки, наполненные едой и хворостом. В картинах художника — пейзажах, или сценах на улицах городов, в лесу или парке, человек зачастую вписан в ландшафт настолько хорошо, что часто становится незаметен. Центральным героем работы при этом могут выступать растения или животные. В инсталляции художник использует тот же прием, выдвигая на авансцену природные процессы и животных, наделенных человеческими качествами и мыслями.

Кто является первооткрывателем каких мест и явлений, для кого и для каких целей происходит открытие? Художник задается вопросом, о целесообразности таких понятий, об их изначально колониальной природе, игнорирующей уже существующие идеи, места и законы.

Адрес: Москва, Переведеновский пер., 18, зал «Артхаус».

 

Выставка студентов Школы современного искусства «Свободные мастерские» «Открыть, закрыть, повторить»

Центр Творческих Индустрий «Фабрика»

13 октября — 5 ноября 

В экспозиции будет представлено более 30 работ, среди которых: графика, объекты, инсталляции, фотографии, а также аудиоинстялляции. «Открыть, закрыть, повторить» — эта фраза звучит как инструкция. Или как призыв.

Но если неопределенную форму глаголов заменить на прошедшее время, то фраза превращается в историю. В реальную историю, которая произошла с художниками — участниками выставки. Выставка, к которой они долго готовились, была закрыта на следующий день после открытия. И тогда для них это стало абсолютной неожиданностью. Ощущение, когда тебя перебили прямо на середине фразы и ты хочешь ее закончить или повторить с начала, чтобы наконец-то завершить мысль и быть уверенным, что теперь она понятна собеседнику. Выставка «Открыть, закрыть, повторить» не является повторением той закрытой выставки, но повторением попытки выставиться, открыться, высказаться. На выставке будут представлены как обновленные версии работ с прошлой выставки, так и совершенно новые работы.

Адрес: Москва, Переведеновский пер., 18, зал «Оливье».

 

Выставка «Частоты 4.0. Источники знаний» 

Галерее на Песчаной 

13 октября –05 ноября

Групповая выставка «Частоты 4.0. Источники знаний» представляет собой комплексное исследование в рамках учений о бытии (онтология) и познания (эпистемология), акцентируя внимание на теме производства естественнонаучного знания. Творческая команда проекта размышляет о том, как это знание о мире формируется, развивается и распространяется в современных реалиях. В обстоятельствах слияния научных доктрин с новыми медиа и трендами проблема поиска чистых источников знаний становится все более злободневной. В экспозицию вошли проекты современных художников - от многосоставных мультимедийных инсталляций, интерактивных объектов и скульптур до фотографических серий, графических работ и видео. Авторы создавали произведения для выставки как самостоятельно, так и в коллаборации с учеными Университета «Сколтех». 

Адрес: Москва, Новопесчаная улица, 23 к.7.

 

РИСКУЮЩИЙ И МАГ (Тбилисский цикл) Влад Кульков & Леонид Цхэ

VLADEY

13 октября – 5 ноября

«Рискующий» и «Маг» — так Влад и Леонид, каждый одним словом, называют друг друга сегодня. Этим летом волею случая и галериста они оказались в старом тбилисском доме, временно ставшем для них мастерской. В таких немного сюрреальных обстоятельствах прервалось продолжительное творческое молчание обоих и у каждого возникла своя серия живописных работ. При всей схожести творческих биографий их авторов (живописцы, ровесники, вынужденные странники в чужих краях), сущностных различий наберется, пожалуй, больше. Тем интереснее это неочевидное сближение — двух разных, если не сказать контрастных, но равно легитимных художественных миров и практик. В тени большого, как гора, горя выставка посвящена размышлениям о рисках и магии искусства и поддерживает художников на их пути преодоления немоты.

Адрес: Москва, Неглинная, 14с1А, вход 4. Ежедневно с 11:00 до 22:00.

 

 

Фестиваль WOW! HOW? Art&Science! для детей и родителей

Культурный центр ЗИЛ

15 октября с 11:00 до 17:00

Фестиваль Art&Science – это эксперимент от WOW! HOW?, который родился из соединения двух главных реактивов – науки и искусства. Чудесные превращения, захватывающие опыты, интерактивы и мастер-классы станут для ребенка сюрпризом, о котором он не забудет. Это пространство, где разместилось более двадцати активностей, созданных с использованием новейших технологий. В различных интерактивных зонах юные исследователи смогут своими руками поставить опыты по физике, химии, биологии, геологии, робототехнике, программированию и другим областям познания.

Известные современные художники вместе с генеративной нейросетью Яндекса в приложении Шедеврум создадут самые необычные варианты новогодних ёлок, а гости мероприятия смогут проголосовать за самый интересный вариант. Уже подтвердили свое участие Максим Горобец, Ринат Мустафин, Влад Мальцев, Евгений Чес и Глеб Солнцев. Ёлочка-победитель, созданная в коллаборации человека и машины, будет воспроизведена в реальности и экспонирована на Научной ёлке WOW! HOW? в декабре-январе. 

Адрес: КЦ ЗИЛ на Автозаводской, ул. Восточная, д.4, корп.1. Вход по билетам.

 

Выставка «Свет»

Западное крыло Новой Третьяковки, Крымский Вал, 10, зал 2

17 октября  — 14 января

Антон Батишев, Сферическое движение, видео

Долгое время свет воспринимался только как функциональный элемент жизни. Со временем художники проявляли все больше интереса к его свойствам. В XX веке свет стал самостоятельным героем изобразительного искусства, архитектуры, театральных постановок и перформансов. Проект знакомит с произведениями авторов разных поколений, в которых свет как источник, предмет искусства или инструмент играет первостепенную роль. Экспозицию открывают работы Ивана Чуйкова, Франциско Инфанте-Арана и Владимира Потапова, где свет показан в своей наглядности, в качестве источника освещения. Лампы в этих работах вторгаются в живописную поверхность, трансформируют исходную материю, буквально «прожигают» изображение, свидетельствуя о разрушительной силе света. По мере продвижения по выставке зритель погружается в среду, где свет становится не только формообразующим элементом, но и инструментом преобразования мира. Особое место в экспозиции занимают световые инсталляции и мультимедийные работы. Всего 44 произведения живописи, компьютерной графики, фотографии, видео, инсталляции и объекты. 

Адрес: Москва, Крымский Вал, д. 10.

 

Выставка «Путь Малевича»

Галерея на Шаболовке

18 октября – 14 января

Выставка представляет собой маршрут по главным для художника местам, в которых были созданы его ключевые произведения и философские труды. Проект также задуман как отправная точка для создания музея мастера под открытым небом, который мог бы появиться на территории Москвы и ближайшего Подмосковья. На сегодняшний день, несмотря на всю известность художника и понимание значимости его идей для развития искусства всего мира, у Казимира Малевича нет собственного музея. В чем-то это даже соответствует его личности, ведь сам он никогда не был привязан к стенам. Возможно, его музеем должны стать поля и леса, по которым он любил гулять. 

На выставке представлена важная часть личной истории Казимира Малевича, архивные фотографии и документы, а также работы современных художников, чьи арт-объекты могли бы стать частью маршрута по мемориальным местам художника и привлекать к нему посетителей. В экспозицию вошли работы: Леонида Тишкова, Аллы Урбан, Сергея Катрана, Марины Звягинцевой, Александра Панкина, Александра Матвеева, Михаила Рошняка, Елены Болотских. В рамках выставки проходит спецпроект «Метафизика деревни» Игоря Новикова, посвященный теме природы в творчестве Малевича.

Адрес: Москва, Серпуховский Вал, д. 24, корп. 2.

 

Выставка Михаила Балана «Дхьяна. Глубокое сосредоточение»

Галерея ГУМ-Red-Line

19 октября — 27 ноября

В экспозиции представлены более 25 работ художника, выполненных из дерева, найденного в разных точках планеты. Создавая свои абстрактные композиции, он ведет диалог с материальной структурой, из которого проявляется будущая форма, и затем предлагает зрителям продолжить это взаимодействие на их личном уровне, побуждая таким образом к бесконечному познанию мира. «Дхьяна» в переводе с санскрита означает: глубокое сосредоточение, медитация, созерцание, отстраненность и даже избавление. В японской культуре для обозначения понятия используется синоним «дзен». Это то состояние, которое многие хотят познать или хотя бы приблизиться к нему, преодолев собственный белый шум и давление общего информационного поля.

В экспонируемых работах дерево выступает полноправным партнером и сотворителем произведения искусства. Как и зрители, которые продолжают — уже на своем личном уровне — диалог с ними. В итоге знакомство с творчеством Михаила Балана превращается в бесконечный цикл созерцания и персонального общения «от сердца к сердцу».

Адрес: Москва, Красная площадь, 3, ГУМ, 1-я линия, 3-й этаж.

 

Проект «Звездная месть»

Дом культуры «ГЭС-2»

19 октября — 21 января

Иллюстрация: Ксения Дубровская

Выставка-эссе, программа публичных событий и телесных практик и оригинальная архитектурная инсталляция. Это пространство для размышлений о том, как люди во все эпохи конструировали разные вселенные в поисках той, которую хотели бы видеть своей.

Герои проекта — художники Франциско Инфанте-Арана и его сын Северин (Пакито) Инфанте; мыслитель-утопист и ученый Николай Морозов и продолжатель его исторических изысканий, математик и график Анатолий Фоменко; художник, книжный дизайнер и поэт Евгений Стрелков и междисциплинарная группа «Орден Софийных Марксистов»; писатель-фантаст Юрий Петухов и современный художник Алек Петук (Алексей Петухов), участник проекта «Коинсидентальный институт» и исследователь логики совпадений; архитектор и художник Стивен Лауф, чьи идеи были интерпретированы архитекторами выставки Катей и Юрой Плоховыми.

На выставке собраны художественные произведения, исторические материалы и документы, раскрывающие разные аспекты жизни, работы и творческого наследия ее героев. Пространство выстроено по принципу символических отражений, среди которых посетитель сможет обнаружить и самого себя. Важной частью проекта станет программа специальных событий. 

Адрес: Москва, Болотная набережная, 15.

 

Перформанс «Май wheel из on файр. Музик part» к выставке «Май name из Elijah, май wheel из on файр» 

Малый зал РГБМ

19 октября в 19:00

Электронно-музыкальный джем с участием активно экспериментирующих со звуком художников Германа Орехова и Михаила Доляновского позволит зрителям (и, одновременно, слушателям) наблюдать, как в реальном времени переплетаются визуальный ряд выставки и звуковая дорожка.

Участники музыкального перформанса: Илья Колесников — художник, выпускник факультета реставрации монументальной живописи РГХПУ им. С.Г. Строганова и мастерской видеоарта Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко; Герман Орехов — художник, выпускник Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, автор саунд-арт произведений и музыкальных перформансов; Михаил Доляновский — художник и филофонист, окончил Харьковскую академию дизайна и искусства по специализации «монументальная живопись», создатель микролейбла «История болезни».

Место проведения: Москва, ул. Большая Черкизовская, д. 4, стр.1,  Малый зал РГБМ. Вход свободный.

 

Выставка «Выпускники 2023»

Галерея А3

19 октября - 10 декабря

Данная выставка станет значимой поддержкой для начинающих молодых профессионалов. Экспозиция продемонстрирует многообразие форм: живопись, графику, скульптуру и декоративное искусство. В Галерее А3 представит свои творческие достижения широкой аудитории талантливая молодежь из МГАХИ им. В.И. Сурикова, РГХПУ им. С.Г. Строганова, Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Школы-студии МХАТ, ВГИК им. С.А. Герасимова и других художественных вузов. 

Адрес: Москва, Староконюшенный переулок, д. 39, м. «Кропоткинская», «Арбатская», «Смоленская».

 

Персональная выставка Марины Трушниковой «Сад Смыслов»

Галерее Тушино

19 октября - 5 ноября

Выставка представляет акварели художницы из Белгорода Марины Трушниковой, её исследование чувственных аспектов взаимодействия с миром растений.

В своём опыте художница Марина Трушникова сфокусировалась на восприятии за пределами чистой визуальности. Вместо поверхностного взгляда на природные факторы Марина открывает эстетическое взаимодействие через: тактильные ощущения, запах, способность растений лечить, кормить, нести информацию и историю человечества. Исследуя свои собственные ощущения, художница отмечает необычные, индивидуальные смыслы, далекие от распространенных стереотипов о растениях.

Адрес: Москва, Бульвар Яна Райниса, д.19, к.1, м. «Сходненская».

 

Персональная выставка Александра Егорова «Лучи солнца в листве айвового дерева» 

Галерея Ruarts 

20 октября – 26 ноября

Данная выставка – результат работы Александра в программе Collab, учрежденной фондом V-A-С и центром художественного производства «Своды» Дома культуры «ГЭС-2». Экспериментируя со свойствами фотобумаги, художник создал несколько десятков абстрактных фотограмм. Они сделаны без участия камеры – непосредственно световым потоком. В этом случае автор не может полностью контролировать процесс. Именно непредсказуемость и спонтанность, становится основой выразительного метода и обнажает важность самого процесса производства изображения. Егоров использует различные предметы или источники света – например, лазерную указку и хрустальные бокалы, через которые преломляются пучки света, одновременно выбирая колористическое решение. Возможно лишь примерно предугадать как отреагирует фотоэмульсия на тот или иной окрашенный с помощью фильтров световой поток. По словам Егорова, метод напоминает традиционный для японской керамики раку способ работы с глазурью, когда до обжига не вполне понятно, каков будет окончательный результат. 

Адрес: 1-й Зачатьевский пер. 10. Часы работы: Вт-Вс, 12:00-20:00. Вход на выставку свободный.

 

 

Выставка Софии Инфантэ «Линия разлома»

Крокин галерея

20 октября – 19 ноября

«Идея выставки возникла в самолёте, когда я разглядывала в иллюминатор горные хребты, изрезанные линиями каменного кракелюра. Вроде бы привычная история, многократно наблюдаемая, но в этот раз я обратила внимание на рисунок разбегающихся линий, то непрерывных в своей протяжённости, то напротив исчезающих и проступающих вновь в складках тектонических масс в их непременных разломах. Всё, казалось бы, знакомо и обычно, но эта картинка в иллюминаторе неожиданно спровоцировала в моём сознании метафору, напрямую затрагивающую лично меня. Произошла какая-то странная экстраполяция; мои эмоции мне представились в виде стихий, за которыми можно наблюдать и в процессе наблюдения вычленять основное движение внутреннего состояния, перемены которого сокрыты в особых разломах. Эти линии пересекаются, ломаются в изгибах жизни, исчезают и возникают вновь, образуя сложный рисунок где-то на уровне сознания. Они определяют непрерывное визуальное движение, которое увлекает и зрение, и эмоцию». София Инфанте

Адрес: Москва, Климентовский пер. 9/1

 

Персональная выставка Юлии Федотовой «Глубокие воды»

Галерея «Триумф» 

20 октября - 12 ноября 

На выставке будут представлены 27 работ, созданных в период с 2018 по 2023 годы. Поиск и обретение внутренней гармонии, духовного баланса и гармонизации пространства внутри и снаружи себя объединяет все работы серии. «Глубокие воды» — заглавная работа экспозиции. Лежащий на деревянном мостке мальчик-монах внимательно вглядывается в тёмные воды, созерцая в них отражение собственного внутреннего мира.

Адрес: Москва, ул. Ильинка 3/8 стр.5, ежедневно с 11.00 до 20.00. Вход свободный.

 

Выставка «Вечный сад» Севы Бойцова

Zimova Art Buro

20 октября -  24 ноября

Название и центральная работа выставки неслучайны. В место, где человек находится в состоянии покоя и бесконечной любви, хочет попасть каждый. Предположение о том, как выглядел Вечный или Эдемский сад становится лейтмотивом экспозиции. 

Возможность обратимости грехопадения первых людей происходит за счёт упрощения форм и образов в работах, отсылая нас к наивности детских рисунков. В библейских текстах чистота помыслов, непорочность и транслирование идеи всеобъемлющей Божьей любви сыном Божьим Иисусом Христом является эталоном, пытаясь достичь которого, можно попасть в Рай. Зрителю предлагается ответить на вопрос – что для него Вечный сад в контексте его повседневной жизни и задуматься, какие шаги он может предпринять, чтобы вернуться туда.

Адрес: Москва, ул. Петровка, дом 30/7. Галерея работает пн-пт с 11:00-19:00.

 

Выставка «БИОХАКИНГ. Человек-машина»

Галерея Краснохолмская

20 октября - 14 января

Современные художники предлагают новые образы слияния живого и технологического. Параллельно активно развиваются биоинжиниринговые стартапы, видящие своей целью улучшение жизни человека через использование самых различных технологий – от когнитивных до роботических и машинного обучения. Художники и учёные мыслят в одном направлении, и от того их проекты подчас похожи друг на друга.

На выставке будут представлены: объекты искусства и дизайна, концепции и тексты, инженерные и научные разработки, DIY устройства и технологии, видео (в том числе документация), инсталляции, смешанные медиа, а также социальные проекты и бизнес-стартапы.

Адрес: Москва, Краснохолмская наб., 1/15, м. «Таганская»

 

 

Аудиовизуальный проект «Алгоритмическая эстетика» Kami Usu

SA))_gallery при Галерее Краснохолмская 

20 октября - 14 января

Аудиовизуальный проект «Алгоритмическая эстетика» предлагает прочувствовать мир через призму машины в контексте микро- и макропространства, используя видео, обработанные алгоритмами компьютерного зрения, для получения характерного паттерна определения границ. Аудиальная часть работы представляет собой восьмиканальную композицию, состоящую из звуков электромагнитных волн, помех, наводок, и позволяет не только увидеть “невидимое”, но и услышать “неслышимое”.

Проект является частью большого исследования «Алгоритмическая эстетика» и является одной из главных тем, с которой работает художница Kami Usu.

Адрес: Москва, Краснохолмская наб., 1/15, м. «Таганская»

 

Выставка Теодора Тэжика «EARTH TO EARTH»

Зверевский центр современного искусства

23 октября - 25 октября

Помимо того что автор – легендарный Художник, он скульптор, художник-постановщик многих балетов, спектаклей и фильмов, в том числе знаменитых «Сказка странствий», «Кин-дза-дза!», первой версии «Раба любви»... Создатель оригинальной, ассоциативной, метафорической визуализации и фантастических, сложных в техническом исполнении конструкций. В его творчестве уживаются разнообразные формы и жанры: живопись, скульптура, монументальное искусство, сценарная разработка, дизайн, кино, драматический театр, опера, мюзикл, балет. Последнее время живёт в Чехии, на родине предков, где осваивает огромный дом-мастерскую. Настоящая выставка – результат его работы за последнее краткое пребывание в Москве – состоит преимущественно из графических работ. Автор призывает зрителя воздержаться от прямых ассоциаций, хотя подразумевает сотворческую полемику, в которой примет участие.

Адрес: Москва, ул. Новорязанская, д. 29 стр.4.

 

Открытие «Банановой галереи»

23 октября в 19.00

ЦТИ Фабрика, Цех отделки

В рамках выставки «Открыть, закрыть, повторить» состоится открытие «Банановой галереи». 

Это проект участника выставки, художника ARKADI-ARKADI. 

Banana Gallery — это независимая кочующая галерея, каждый раз создаваемая по новой из коробок из-под бананов. В экспозиции будут представлены работы нескольких художников. 

Адрес: Москва, Переведеновский пер., 18, ЦТИ Фабрика, Цех отделки.

 

Персональная выставка Виталия Барабанова «Хроники внутренней природы»

Галерея современного искусства a—s—t—r—a

24 октября – 26 ноября

В течение последних трех лет художник пришел к термину «внутренняя природа», которым обозначает метафорическое «путешествие» во время художественной работы не только по воспоминаниям о знаковых для себя местах, но и вглубь собственного «я». Эти «путешествия» балансируют между абстракцией и реалистичным изображением, пытаясь зафиксировать неустойчивость внутренних состояний и настроений, которые созвучны изменчивости реальной природы. 

На выставке можно будет увидеть несколько ретроспективных серий, а также новые работы – живопись и графику, различные по технике, но объединенные стремлением вступить в продуктивный и честный диалог с собственным «здесь и сейчас».

Адрес: Москва, ЦСИ «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 9.

 

Проекте «Последний день лета» Сони Кобозевой

11.12 GALLERY

24 октября - 3 декабря

Последний день лета - как последняя возможность замедлиться, увидеть «время», ход которого не замечаем в повседневной жизни. Островок безмятежной природы посреди шумной городской среды воспринимается медитативным оазисом, местом, где возможно заземлиться, забыв на время о всех тревогах извне. И подобное состояние легче всего можно поймать именно на исходе лета, на рубеже смены сезонов года, когда природа начинает готовиться к «спячке», и время можно буквально почувствовать. Как в поэзии хайку ключевыми понятиями становятся неопределённость и недосказанность, так и в работах художницы царит впечатление мимолётности и эскизности. Маленькие человечки в парке занимаются своими делами, глубоко погрузившись в себя. Как и всегда в работах Сони Кобозевой они обезличены, поэтому даже находясь в парах или группах, они остаются замкнутыми в пределах своего мира, изолировавшись от внешних проблем, аллегорией которых становятся фигуры динозавров, незаметно вписавшиеся в окружающий ландшафт. Персонажи их либо игнорируют, делая вид, что их не существует, либо настолько свыклись существовать вместе, превратив свой парк в некое подобие утопии, которое как в дне сурка навсегда застыло в моменте последнего дня лета.

Адрес: Москва, ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., 1/8, ст. 9, №19.

 

Проект художницы Насти Ливадновой «Смотреть в стены и представлять, что за ними»

Галерея XL

24 октября — 25 ноября 

В проекте «Смотреть в стены и представлять, что за ними» художница презентует серию автопортретов, сделанную в весьма не каноничном для художественного высказывания пространстве –– в общественном туалете. Казалось бы, в самом безопасном, стремящемуся к порядку месте. Метры летающей в разные стороны туалетной бумаги, выстраивающие между собой единую живую скульптуру – то, что можно увидеть на фотографиях Ливадновой. По словам художницы, работы построены по принципу «не бороться, а играть агрессивно». Это всё и есть визуальный разговор про границы и невозможность их не пересечь при выстраивании своих. 

Сама выставка двусоставная, что редко встречается на российской арт-сцене. 

Первая часть – масштабная инсталляция из 4-х метровых склеенных между собой фотографий. Вторая же представляет собой аудио-визуальный перфоманс (он состоится 25 ноября), основанный на сюжете фотографии под записанные, но еще не выпущенные Настей музыкальные демо. В этом жанре дебютирует главная героиня выставки, что придает всему проекту шарм завершенности – иными словами, «обаяние сырой энергии» (Анзор Канкулов, журнал BLACKSQUARE).

Адрес: Москва, ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., 1/8, ст. 9.

 

Коллективная выставка «Про/Ретроградный Меркурий»

BIS ART GALLERY

24 октября — 7 ноября 

Вопреки стремительному научно-техническому прогрессу проявления магического мышления переживают очередное возрождение: многие хоть раз читали гороскоп на предстоящий день, обращались за раскладом на картах Таро или проговаривали аффирмации перед зеркалом. Почему люди так нуждаются в магии и какие формы она приобретает в XXI веке? Работы художников, представленные на выставке, демонстрируют разные подходы к осмыслению данного феномена. Например, одни видят в этом инструмент познания себя и мира, другие — абсурдный способ избежать принятия решений. 

Выставка «Про/Ретроградный Меркурий» приглашает зрителя не только вдохновиться эстетической составляющей магических практик и погрузиться в размышления о значении магии в современной культуре, но и с иронией взглянуть на ее проявления. 

Адрес: Москва, ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., 1/8, ст. 9.

 

 

Выставка «Круги руин»

КЦ «Артишок»

24 октября - 10 декабря

«Круги руин» — сборник рассказов Х.Л. Борхеса, одного из столпов магического реализма, бесконечно переосмысляющего в своих произведениях цикличность, вторичность творца-создателя и персонажа. Причудливые переплетения сюжетов, сухих фактов и фантазий зачастую приводят читателя в замешательство: где вымысел, а где правда? Как бесстрастное будничное отражение самых невероятных вещей, странных событий, сюрреалистических объектов и портретов соседствует с реальностью?

На выставке собраны работы современных авторов, которые через свои художественные практики исследуют проблемы общества, взаимодействия между людьми и объектами, затрагивают социальные вопросы через изображения обыденных, а иногда и вовсе праздных образов. Несмотря на то, что подходы и исследуемые темы всех художников сильно отличаются концептуальным видением, распределением ролей объектов и структурами наделения образов функциями, все произведения на выставке — это попытка по-иному взглянуть на мир вещей, социальные явления и проблемы современного общества через аллегории, сюрреалистичные образы и философский поиск.

Адрес: КЦ «Артишок», Новослободская, 45Б.

 

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство»

Еврейский музей и центр толерантности

24 октября — 18 февраля 2024 года

В экспозицию войдут более 60 произведений Энди Уорхола и 50 работ современных российских художников из частных собраний.

Работы Уорхола и российских художников изящно зарифмованы. Так, известная шелкография «Мэрилин Монро» экспонируется рядом с фотографиями Владислава Мамышева-Монро в образе самой знаменитой блондинки Голливуда, здесь же оммаж произведению «Банка супа Кэмпбелл» – картина Авдея Тер-Оганьяна из серии «Картины для музея» и скульптура «Шесть банок» Дарьи Кротовой. А знаменитой работе «Доллар» соответствует одноименное произведение Ольги Тобрелутс. Некоторые экспонаты были созданы специально для выставки, как, например, портрет «Энди» Павла Пепперштейна и «Лес» Владимира Потапова. 

Адрес: Москва, улица Образцова, дом 11, строение 1А.

 

Фестиваль перформансов «Пустота» 

Центр творческих индустрий «Фабрика», пространство «Резиденция» и клуб "Бумажная Фабрика", актовый зал

25 октября — 1 ноября

 

Вокруг происходит много событий, но внутри каждого остается чувство покинутости.  

Фестиваль «Пустота» — попытка заполнить эту пустоту, присмотреться, кто нас окружает, перестать блуждать и начать делать что-то вместе. 

Фестиваль начнется с (танц)перформансов независимых художниц, исследующих телесность и придумывающих утопии. Продолжится кружкàми — короткими лабораториями перформанса, танца, театра граждан с публичными показами в конце, они начнутся во время фестиваля и будут идти весь сезон. Там будут стираться иерархии, тестироваться новые формы творчества и звучать голоса.

Адрес: Москва, Переведеновский пер., 18. Вход по билетам.

 

Выставка «Homo soveticus Аркадия Петрова»

Галерея pop/off/art

25 октября — 25 ноября

Аркадий Петров. Манифест коммунистической партии. 2009-2011. Холст, масло. 16 частей, общий размер: 184x234 см.

Выставка «Homo soveticus Аркадия Петрова» представит более 40 картин из разных периодов художника-семидесятника, включая легендарные работы 1980-х, а также видеофильмы и артефакты из жизни автора. Жизненный путь Аркадия Петрова тесно связан с его искусством, в котором отразился образ советского обывателя. Идея проекта — проследить трансформацию идеологических символов и тезисов в культуре повседневности советского и постсоветского общества в произведениях Петрова.

Адрес: Москва, 4-й Сыромятнический пер, 1/8, ст. 9, ЦСИ Винзавод.

 

Проект Алины Федотовой «Оазис». Программа «Поиск: исследование»

Образовательный центр ММОМА 

 25 октября — 10 декабря

Алина Федотова объединяет в себе роль ученого и художника. В рамках 67-й Российской Антарктической экспедиции она провела океанографические исследования на борту НЭС «Академик Федоров» в малоизученных окраинных морях Антарктиды. Затем она провела 45 дней на антарктической станции «Прогресс», где осуществила художественное осмысление пространства. Созданные на основе этого опыта художественные произведения разделены в проекте «Оазис» на два блока: один посвящен взаимодействию человека и природы, а другой - взаимодействию ученого и художника внутри одной личности.

Адрес: Москва, Ермолаевский переулок, д. 17, 4 этаж

 

Выставка «Странный фрукт». Программа «Коллекция. Точка обзора»

Образовательный центр ММОМА

25 октября — 10 декабря

Алина и Джефф Блюмис. «Cloning Factory 2». 2006 Видео.

Название выставки «Странный фрукт» обыгрывает общую тему, объединяющую произведения, представленные в экспозиции – наличие земных плодов в работах художников. В проекте исследуется взаимосвязь человека и природы, в данном случае – через изображение фруктов и овощей в искусстве. Идея выставки также обращает внимание на символическое значение этих плодов в различных культурных и исторических контекстах. Символы плодородия, изобилия и жизненной силы – плоды – до сих пор ассоциируются с различными обрядами и традициями, имеющими отношение к праздникам урожая. С другой стороны, фрукты могут быть связаны и с более возвышенными материями – например, с основой для религиозных представлений. Пример тому – гранат, который в мифологии является символом жизни и смерти, и, конечно, яблоко, издревле ассоциирующееся с искушением и грехопадением.

Адрес: Москва, Ермолаевский переулок, д. 17, 3 этаж.

 

Выставка Егора Кошелева «Грифонаж»

VLADEY Space

25 октября — 1 декабря

«Грифонаж – почти бессознательная импровизация на бумаге, рисунки сродни автоматическому письму. Со времен Рембрандта, итальянских карикатуристов барокко, мастеров французского рококо подобная графика позволяет создавать эксцентричные гирлянды из образов. Помогает демонстрировать художнику филигранные изменения состояний, каприччио стилей. Егор Кошелев мастер, истово вовлеченный в диалог с самыми прихотливыми затейливыми сюжетами старинного искусства. Именно он может раскрыть в этих сюжетах интенции новейшей эстетики каскада меняющихся картинок, от комиксов до NFT.

В пространстве VLADEY Space грифонажные арабески Кошелева вступят в диалог с листами знаменитого эксцентрика рококо XVIII столетия Уильяма Хогарта. Из облачной взвеси, клубов дыма у того и другого рождается театр визуальных чудес. Этот театр элегантен, алогичен и мистичен: таковы иллюстрации Хогарта к его трактату «Анализ красоты».

Куратор: арт-критик и историк искусства Сергей Хачатуров.

Адрес: Москва, VLADEY Space, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8с9, подъезд 22. Ежедневно с 11:00 до 20:00. Вход свободный.

 

Выставка Ever-changing

Generative Gallery 

25 октября - 4 февраля 2024

Кирилл Контре - TELLAB

Выставка Ever-changing об изменчивости и рекурсивности визуального языка цифрового мира. Кураторы галереи Анна Смирнова и Дарья Эпин собрали молодых медиахудожников, развивающих цифровую эстетику в своих работах. Видеоработы, созданные с помощью новых технологий, пост-диджитал объекты, – в каждом художественном произведении присутствует процессуальность, развитие, следя за которым зритель сможет разгадать механику его создания. Молодое поколение цифровых авторов призывает пересмотреть прежние категории оценок, методов и приемов, принять и взять в свои руки управление трансформациями.

Адрес: Москва, ЦСИ «Винзавод», 4-й Сыромятнический переулок, 1/8, стр.6, подъезд 6, 2 этаж. Вход свободный.

 

Владислав Ефимов «Высокая кнопка»

Галерея PENNLAB 

25 октября - 30 ноября 

Новый проект — инсталляция художника Владислава Ефимова, посвященная ожиданию счастливого будущего, которое возникает при взгляде на верхние этажи простых пятиэтажных домов. Рабочие поселки, жилье, машинным образом изменяющее человека, можно рассматривать как механизмы, порождающие радость и счастье. Радость и счастье — массовая продукция, расчет работы жилмассива, фабрики по выпуску готовой к употреблению мечты. 

Галерея работает со вторника по воскресенье. Вход свободный.

Адрес: Москва, 4-й Сыромятнический переулок, дом 1/8 подъезд 6. ЦСИ Винзавод.

 

Выставка Людмилы Горловой «СОН МАШИ, или ЩЕЛКУНЧИК ЗА КУЛИСАМИ»

Е.К. АртБюро

27 октября - 8 декабря

Экспериментируя с различными медиа Горлова давно работает на стыке искусства и социальной проблематики. В проекте «ЩЕЛКУНЧИК ЗА КУЛИСАМИ» Людмила предлагает взглянуть на популярную постановку с непривычного зрителю ракурса. Сама художница называет эту серию «набор дивертисментов».

В экспозицию войдет около 30 произведений, исполненных Людмилой Горловой в течение последнего года. Используя традиционные художественные методы, автор по-новому пересматривает тему популярной сказки, проникшей во все сферы нашей повседневной жизни. Под Новый год разноплановые постановки «Щелкунчика» наводняют театры, музыка из балета Чайковского льется из подземных переходов, автомобильных приемников и мобильных телефонов. Волшебная история Гофмана, разобранная на телепрограммы, спектакли и сувениры, давно превратилась в самостоятельную индустрию, в которой работает множество людей, объединенных брендом «Щелкунчик». 

Все работы серии созданы с опорой на классические традиции в построении композиции, а свободное живописное решение и общий эффект незаконченности сочетается с выразительностью портретных характеристик и отдельных деталей. Однако, отталкиваясь от классики Горлова напоминает, что в современном мире аура традиционной картины претерпела серьезные изменения, растворившись в визуальном медиа-потоке, льющимся с экранов и мониторов.

Адрес: Москва, Малый Кисельный пер., 4 с2. Вход бесплатный. Необходима регистрация.

 

Выставка Вадима Михайлова «Рисуй цветы»

Школа masters

27 октября — 1 декабря

УПАЛ-ОТЖАЛСЯ, 2023. Скатерть, левкас, масло, сграффито, 145 х 200 см

Работы художника созданы в технике сграффито — автор с помощью лезвия или шила выцарапывает изображения на найденных объектах, будь то мебель, скатерть или советский ковер. Этот подход отсылает нас к знакомому всем «народному» граффити — процарапанным рисункам и надписям в обычных парадных. Обычно ковры покрыты смесью грунта, краски и левкаса лишь наполовину. Как говорит Вадим, в работах важна память, и он делает все, чтобы ее сохранить. Он вытаскивает вещи из бытового небытия и делает из них произведения искусства.

Адрес: Москва, Малый Патриарший пер., д. 5, стр. 1.

 

Выставка Григория Грязнова «Они вернулись»

Зверевский центр современного искусства

27 октября - 5 ноября 

Художник Григорий Грязнов уже 3 года работает в направлении прикладной палеототемической реконструкции (в частности работает над созданием усилителей экологической визуализации и феноменологической плотности бытия).

Продолжая в своем творчестве общую линию ситуанистического интернационала и художественно-гражданские традиции нового палеототемизма, Григорий Грязнов проецирует их на максимально широкий исторический период, показывая, что именно новый сибирский палеототемизм – последнее средство, которое еще может помочь нам избежать экологической катастрофы и вернуться к многомерной темпоральности. 

Адрес: Москва, ул. Новорязанская, д. 29 строение 4.

  

Санкт-Петербург

 

Фестиваль «Цифровая механика» 

7 октября - 12 ноября

Центр современного искусства имени Сергея Курёхина

Культура как способ осмысления и познания мира ныне немыслима без электронного гипертекста, выражающего смыслы и ценности в виде цифровой «мозаики». В условиях этой тотальной цифровизации, диктующей новые возможности восприятия окружающей действительности, художники со страстью неофитов стремятся представить современный мир как гибридный, где не существует границ между реальным и цифровым, где стремительно развивающиеся компьютерные технологии, использующие виртуальную реальность (VR), дополненную реальность (AR) и смешанную реальность (MR) предлагают способы «расширенного смотрения» - не спецэффект эпохи, а концентрат эмоций, способный вывести зрителя за пределы привычного понимания мира.

Адрес: Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 73, 4 этаж

 

Персональный проект Андрея Кузькина «Жить забыть жить забыть»

Галерея Anna Nova

14 октября – 10 декабря

Размышление о жизни и смерти, памяти и забвении. Художника интересуют противоречащие друг другу смысловые установки и вытекающий из них внутренний конфликт, в котором оказывается современный человек.

Экспозиция состоит из двух художественных высказываний — проекта «Я ещё жив. Я ещё жива» и масштабной инсталляции «Дар забвения или формула пустого мира». Работы были показаны в Центре творческих индустрий «Фабрика» в Москве в 2021 и 2019 году соответственно.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Жуковского, 28.

 

Иммерсивная выставка «Импульс»

Галерея цифрового искусства «Цифергауз»

18 октября - 31 января 2024 

Maotik специализируется на иммерсивных и интерактивных инсталляциях и аудиовизуальных перфомансах, погружая зрителя в новый мультисенсорный опыт: использует компьютерные алгоритмы, сочетает физические объекты и генеративную графику, свет звук и тактильные интерфейсы. «Импульс» в галерее «Цифергауз» — первая в России персональная выставка медиахудожника. Она объединяет шесть работ, которые дают возможность окунуться в мощное индивидуальное переживание, исследовать возможности программного кода и данных, превращающихся в образы, и расширить понимание границ цифрового искусства. 

Адрес: Санкт-Петербург, Новая Голландия, набережная Адмиралтейского канала, 2И, «Дом 12», 3 этаж, галерея «Цифергауз». Вход на выставку бесплатный, по регистрации.

 

Выставка арт-группы Ольги Мичи ГрОМ «Жилище будущего»

Мраморный дворец

20 октября - 8 января 

В экспозиции представлено 24 произведения – цифровые крупномасштабные (шириной до 4,5 метров) картины, часть из которых создана при помощи искусственного интеллекта. Проект, вдохновленный идеями авангарда, литературными произведениями и фильмами фантастического жанра, традициями дюссельдорфской школы фотографии поднимает вопросы будущего среды обитания и одновременно будущего искусства фотографии. Картины знакомят посетителей с авторскими взглядами и проблемами, которые, возможно, ждут человечество в будущем. Конструируя свою утопию, помимо башни Татлина, авторы проекта вдохновлялись культовыми фантастическими фильмами, традициями знаменитой дюссельдорфской школы фотографии, сочетали реальные объекты с фантастическими элементами. 

Адрес: Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1.

 

Персональная выставка Ксении Симаковой «Невесомость» 

Мультимедийное пространство библиотеки «Сфера» 

21 октября – 30 ноября 

Выставка «Невесомость» объединила два проекта, в которых Ксения Симакова размышляет о законах становления вселенной и о возможных ветвях ее развития в будущем. Художница предлагает зрителю замедлиться, заземлиться и отпустить своё сознание в невесомость. Посмотреть отстраненным взглядом на мир вокруг, разглядеть вселенную в капле воды и почувствовать себя частичкой этого огромного мира. В своих проектах художница часто использует природные и растительные элементы, так она отдает дань совершенству неантропогенных творений и говорит о том, что все в мире, включая человека, глубоко взаимосвязано.

Ксения Симакова работает с фотографией – создает свои digital работы из сфотографированных кусочков реальной жизни, при этом осознанно не использует AI и генеративные инструменты. Так художница подчеркивает, что реальность обладает бесконечным потенциалом для осознания и любования и может стать источником для поиска собственных смыслов. 

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Лагоды, д. 7, стр. 1. Вход свободный. С 12.00 до 20.00 во все дни кроме понедельника. 

 

Выставка «MAGIC TALES by Zlosi» 

Галерея One’s Mind

28 октября – 3 декабря 

Персональная выставка Серафимы Злобиной — второй проект в рамках изучения фольклорных традиций и историко-культурного наследия в современной действительности. Работы художницы связаны со специфической и «родной» традицией в отечественном искусстве — от фольклора (в его «архаическом» понимании как этнокультурного художественного феномена) до изящных «штудий» на тему «национальной мифологии» русских ретроспективистов-«мирискусников», которых привлекала сама образная эстетика русской сказки.  На выставке представлены 23 арт-объекта, большинство из которых экспонируются впервые.

Адрес: Санкт-Петербург, Шведский переулок, д. 2, 2 подъезд, 1 этаж