Срочно в номер! Комментарии к "академическому" скандалу!
Мы задали вопрос Ольге Тобрелутс о ее точке зрения на эскалацию скандалов вокруг работ членов «Новой академии» и получили очень подробный ответ. Здесь мы публикуем фрагмент ее письма:
Дорогой Арт Узел!
Я написала свое собственное мнение на собственной странице в Фейсбуке, и если это приобрело такой масштаб, то теперь, конечно, отвечу на ваши вопросы.
Я не являюсь экспертом творчества Георгия Гурьянова, и не занимаюсь экспертизой его работ. Долгое время, а вернее последние 20 лет, мы дружили, часто навещали друг друга, и путешествовали вместе в связи с разными общими выставками. При жизни Георгия не было выпущено каталога его работ, и вот сейчас мы нашли деньги и весь этот год готовим к выпуску каталог-резоне.
Творчеству Георгия и не нужны никакие эксперты, он сам позаботился о том, чтобы его работы с легкостью можно было отличить от подделок. Он с тщательностью готовил грунт и имел свой секрет в его подготовке, который применял с 1994 года. Поэтому при желании его картины отличить очень легко с помощью химического анализа. Заниматься подделками Гурьянова может только глупый, недалекий человек, не знающий его секретов мастерства.
Я стала случайным свидетелем некрасивой истории связанной с наследницами и аукционным домом. Так как мы поддерживаем общение с сестрами Георгия [официальными наследницами – прим. ред.] они несколько раз жаловались, что на несколько официальных запросов о происхождении работ, появившихся на аукционе, в прошлые разы отправленных на имя Владимира Овчаренко, им так никто не ответил. Но ведь каждая работа имеет историю происхождения. Тем более работа Георгия. Он никому никогда картин не дарил, расставался с ними с трудом, и отдавал только в очень хорошие собрания.
Я не волнуюсь за его аукционную успешность. Картины Георгия на сегодняшний день одни из самых защищенных произведений в современном искусстве. Довольно странно поведение аукционного дома, который пользуясь тем, что семья не до конца оформила документы, не желает вступать с ними в контакт и тем самым множит подозрения и сомнения. Ситуация - несомненно - вредит и самому аукционному дому, роняя на него тень.
Георгий сам долгие годы собирал материалы для своего каталога. Он часто фотографировал свои работы - прежде чем с ними расстаться. Иногда когда он их дорисовывал, стирал, менял что-то - что было довольно часто, как, например, он дорисовывал картины в Stedelijk музее в Амстердаме, но в папке с работами в его компьютере этого периода есть его собственные фотографии на фоне изменённых работ.
Меня поразил и насторожил, тот вал агрессии и угроз, который вдруг стал поступать на мой ящик после казалось бы невинного замечания оставленного мной на собственной странице. Это очень меня удивило и насторожило.
Данный предмет спора охарактеризовать очень просто. Если ты занимаешься таким бизнесом как аукцион современного искусства - любые сомнения в происхождении работы, тем более - сомнения наследников должны быть развеяны. Но - если у аукционного дома нет истории происхождения картины - её же не выдумаешь...
Редакция продолжает разбираться в ситуации вокруг «Новой академии» и собирается опубликовать полные интервью на эту тему в ближайшие дни.