Страхование объектов искусства. Специфика российского арт-рынка

В пятницу 9 декабря в музее современного искусства “Гараж” прошла публичная дискуссия на тему “Страхование объектов искусства. Специфика российского арт-рынка”. В чем же специфика нашего арт-рынка рассказываем ниже.

Начнем с того, что страхование объектов искусства в нашей стране носит, к сожалению, не повсеместный характер. И если в случае транспортировки культурных ценностей логистика всегда под крылом страховой, то постоянные экспозиции музеев и личные коллекции чаще оказываются в ситуации на “авось”. Первые - в силу недостатка финансирования, вторые - по причине отсутствия страховой привычки как таковой. Конечно, причины тут как в рынке страховых услуг, так и в темпах его развития. Возможно, если бы мы лучше перенимали западную практику, то уже в 1994 году Кулик застраховал бы свои голосовые связки на время собачьих перформансов, “Коллективные действия” страховали бы  “Поездки за город” на случай погодных катаклизмов и даже в полисах появился бы пункт «об уборщицах». Судя по дискуссии, они-то не редко становятся причиной уничтожения того или иного арт-объекта. 

Конечно, это происходит не специально и воспринимается в прессе как комичная случайность, но на практике - это горькая правда. По словам Алексея Новоселова заместителя директора Московского музея современного искусства, “не помогает даже инструктаж”. Однако, уборщицы - это не все «зло». Бывают и другие случаи: иногда объекты поедают грызуны во время транспортировки, а костюмы становятся лакомством для моли. Малевичу, кто бы мог подумать, достается от кондиционера. Да и во время монтажа случается всякое: то холст порежут, то еще чего. 

Одно дело, конечно, когда работы застрахованы на несколько емкостей. Отреставрируют, выплатят компенсацию. Совсем другое -  маленькие выставки с бюджетом, не позволяющим воспользоваться услугами страховой. Владимир Овчаренко, владелец “Риджины” и учредитель первого российского аукциона современного искусства Vladey, вообще смотрит в будущее с неким пессимизмом. По его словам, пункт в полюсе о соблюдении всех пожарных норм безопасности часто становится краеугольным камнем при наступления страхового случая. Порой само здание, в котором экспонируется выставка или хранятся картины, является носителем неискоренимых нарушений. Так что и здесь появляется наше русское “на авось”.

Так что если вы собираете дома небольшую коллекцию произведений искусства, всегда не лишним будет застраховать свое имущество от стандартных рисков. Если у вас хранится какая-то старинная икона или фамильный портрет 19 века и вам хочется знать им цену, всегда можно обратиться в аукционный дом за оценкой. Если верить генеральному директору Sotheby’s Россия Ирине Степановой ,“это совершенно бесплатно”.

Когда привозят выставку-блокбастер, правительство, например, Англии берет на себя отвественность за ее сохранность на время экспонирования и нахождения в стране. В бюджете даже предусмотрена специальная строка расходов, если вдруг наступит страховой случай. У нас, к сожалению, такой практики нет, но, как и участники прошедшей дискуссии, я смотрю в будущее с надеждой и оптимизмом. 

Фото: os.colta.ru

Текст: Маруся Гуляева